Уравновешенность и спокойствие — настоящая драгоценность в нашем неуравновешенном и беспокойном мире, где каждый день на нас обрушивается столько раздражающих факторов, сколько в прежние столетия люди не поучали за целую жизнь.
Сегодня я хочу рассказать об установках, помогающих мне оставаться уравновешенным и спокойным во всех «внештатных» ситуациях. Заметьте: не просто делать вид, что я спокоен или уговаривать себя не нервничать, а именно не получать тех самых раздражающих сигналов, которые зачастую выводят нас из себя, сокращая жизнь и делая нас больными.
Речь идёт об одной из самых больших загадок нашего пребывания в этом мире:
— как поднять порог своей толерантности, чтобы не превратить свою жизнь в кровавую бойню, и…
— как поступать, когда терпеть и смиряться больше нет сил.
Кошмар
До тридцати лет меня вообще ничто не волновало. Кто бы чего ни выкинул, мне было наплевать. Тем более, сам я был не подарок: такое откалывал порой, что теперь удивляюсь: как мои друзья терпели мои фокусы?!! Наверное, потому, что сами были не старше тридцати.
По мере оформления социального сознания многие вещи начали меня беспокоить. Бабки у подъезда с их вечными сплетнями вызывали нетерпимость; только-только появившиеся в Москве «новые русские» с их шикарными тачками, вульгарными нарядами и пальцовкой…
Но особенно тяжело стало, когда из жирной ленивой свиньи я стал превращаться в человекоподобное существо. Это было уже в Германии, где новая жизнь с ее непривычным укладом сама по себе наталкивала на невольные сравнения: как «у нас», и как здесь, «у них». То есть, холодные скучные немцы у русского человека автоматически вызывают неприязнь; как начинающего же спортсмена, меня бесила здешняя лень, пивные животы и страсть немцев носить ветровки в любую погоду, даже в 25-градусную жару. Еще бы! Я тогда уже бегал по улицам в одних спортивных трусах и купался в гамбургской Эльбе!
Часто во время таких забегов с купаниями мне вслед летело обычное для бедного рабочего квартала, в котором я тогда жил: «Смотрите, иностранец в грязную воду полез!» и непременный ответ ехидных прохожих на это замечание: «Конечно, не у всех есть деньги на Майорку». В такие минуты кровь просто закипала в жилах. Так и тянуло съездить задравшим нос бюргерам по морде! Часто я реально ввязывался в драки и порой возвращался домой побитым.
Для того, чтобы легче сносить насмешки, я придумал оправдательную теорию: «Я, со своими спортивными достижениями и с невозможностью отдыхать на Майорке, принадлежу к особой, новой расе продвинутых людей. А окружающие меня, все эти бюргеры, боящиеся холода и упивающиеся пивом, — уроды и ничтожества, подлежащие скорому вымиранию». Но ни к чему хорошему эта теория не привела. Я лишь стал еще более агрессивным, злым и дёрганым. Во всяком случае, на представителя «новой продвинутой расы» похож не был: сам отпускал злые шуточки в адрес прохожих и задирался при любом удобном случае. Жизнь превратилась в кошмар с синяками и фингалами, а я — в клубок нервов.
Конец кошмару
Конец этому кошмару я положил сознательно, когда в возрасте сорока лет обдумал свою жизнь и вывел новое правило. Предупреждаю, что правило это далеко не ново. Им пользовались за тысячи лет те, кто не желал превращать свою жизнь в кровавую бытовую драму и стремился быть здоровым — умственно, и физически. Но факт «личного открытия» сыграл свою роль: нам всегда легче применить на практике то, что мы выстрадали сами, чем использовать чужие советы.
А выстрадал я следующую истину, укладывающуюся в пять пунктов:
1. Всё на свете — любая хрень и любая прелесть — имеет право на жизнь уже потому, что это существует. Если природа не захочет, чтобы что-то существовало, она позаботится о том, чтобы это просто не появилось на свет. Если же оно появилось, значит так намечено свыше. И не мое собачье дело исправлять промысел природы.
2. Задача каждого разумного человека, появившегося на этот свет — расширять свои взгляды. Необходимо как можно больше узнать о тех самых промыслах природы на этой Земле. Вот для чего люди отправляются в путешествия (а не для того, чтобы постить жрачку в Инстаграме), вот зачем читают книги и вот почему общаются друг с другом: мы стремимся бросить наш взгляд как можно дальше — в другие миры, в иные культуры, в давно ушедшие времена. И не просто узнать, как было «там и тогда, как есть сейчас и как будет когда-то», но чтобы понять и объяснить незнакомое, таинственное и далекое, тем самым приблизив его к себе. Не зря про таких людей говорят: «Это человек широких взглядов».
Человек широких взглядов никогда не станет презирать бабушек у подъезда, потому что он понимает, что такое старость.
Человек широких взглядов не будет оскорблять непохожего на себя, потому что он знает о таких обычаях в этом мире, от которых кровь стынет в жилах, а «ветровки в жару» и однополая любовь кажутся милой причудой.
Человек широких взглядов старается узнать и понять всё больше и больше.
3. Именно понять, а не притвориться, что всё в этом мире тебе по душе. Знаете, есть такой тип людей — «жизнерадостный рахит»? Жизнерадостный рахит радуется, даже когда ему плюют в лицо. Но эта радость не имеет ничего общего с широтой взглядов. Вежливость и радость жизнерадостного рахита — это конформизм и трусость: нежелание реагировать на раздражители, чтобы не схлопотать по морде.
4. Правда, человеку широких взглядов тоже иногда приходится быть конформистом. Но не из-за трусости, а от понимания простой истины: если есть хоть малейший шанс предотвратить кровопролитие, этим шансом надо воспользоваться. Но это не значит «улыбаться до посинения, стараясь быть хорошеньким».
Самый известный способ выпустить пар, чтобы не посинеть, — здоровый юмор. К юмору прибегают все люди широких взглядов, когда их терпению приходит предел. Главное, чтобы юмор не превратился в циничную сатиру, а сам юморист — в стервозную язву. Именно поэтому стоит помнить: если ты не можешь больше терпеть и смиряться, то негодование, жалобы на мир и даже здоровый юмор — это не выход. Если ты не можешь терпеть и смиряться, действуй. Если же действовать не получается или нет решимости, то заткни варежку и не сотрясай зря воздух негодованием и жалобами.
5. Но действия тоже бывают разными. Человек широких взглядов никогда, ни при каких обстоятельствах не превращает свою жизнь в поле боя.
Нашу жизнь делают наши поступки. И от того, насколько наши поступки будут осмысленны, разумны и человечны, зависит красота этого мира и наполненность нашей жизни. Пример? Пожалуйста. В королевских семьях существует притча, которой учат всех наследников престола. Притча эта гласит:
Плохой король, встретив врага, уничтожает его, используя свою силу. Хороший король, встретив врага, превращает его в своего друга, используя свою мудрость.
Это наглядный пример того, как по-разному действуют умные и дураки.
__________________________
Вот так, вооруженный этими правилами, семнадцать лет назад я вступил в свое сорокалетие. Эти правила, и стремление расширить свои взгляды на мир, делали меня уравновешенным и спокойным. До тех пор, пока моей толерантности не наступал предел…
О том, как я не выдержал, переступил порог толерантности и…
начал действовать
Те, кто читает этот блог, знают, что рядом со своим домом я всегда строю небольшую «поляну» — волшебное место, где хорошо и мне, и окружающим, где можно отдохнуть, набраться сил, пообщаться с природой и с единомышленниками. Это может быть цветущий сад на гамбургской территории, отвоеванной у государства, или небольшая крепость из песка и камней, сложенная на берегу моря в графстве «Небесный Камень».
Так получилось, что эта моя последняя поляна стала не просто любима местными жителями и туристами, но и знаменита. Многие специально приезжают посмотреть на самый большой в Германии замок на песке. Все знают, что замок этот построен на частной земле: вновь я дерзко отвоевал кусок земли, но на этот раз не у государства, а у богатого миллиардера, хозяина всех прибрежных земель.
…Именно поэтому, когда случилась неприятность, о которой я хочу рассказать, обратились ко мне — как к самому дерзкому завоевателю, которому даже миллиардеры нипочем 🙂
А случилось вот что…
С некоторых пор к нам на берег моря повадились на прогулку лошади… с наездниками, разумеется. Лошади — очень грациозные и красивые животные, особенно когда их показывают в кино. В жизни же они способны приносить не только радость. К примеру, если кавалькада всадников пройдется по песчаному пляжу, где отдыхают люди, на песке через каждые двадцать метров вы обнаружите жидкие зеленые плюшки, плюс мокрый от мочи песок. Согласитесь, лежать среди таких плюшек во влажном песке не очень то и приятно! А если лошади гуляют по пляжу каждый день?.. а если у вас еще есть маленькие дети, которые, копаясь в песке, тянут всё в рот?..
И вот, приходит ко мне хорошая знакомая и говорит:
— Юри, ты дружишь с хозяином всех прибрежных земель… Нашей толерантности настал предел! Поговори с ним, чтобы лошадей не пускали на пляж!!! Плюшки на сельских дорогах мы кое-как научились толерировать, а вот плюшки в жарком песке — ну, не получается! Тем более, на пляже играют маленькие дети, а маленькие дети, копаясь в песке, всё тащат в рот.
Местные жители — мои друзья. Отказать им я не могу. И вот, я обещаю помочь, но вначале решаю поговорить со всадниками, чтобы расширить свои взгляды на прежде незнакомый мне вопрос, понять, проникнуться состраданием к какающим животным.
На следующий день, дождавшись, когда кавалькада проедет мимо замка Небесный Камень, я вскакиваю на свой фет-байк и мчусь в погоню.
Догоняю всадников и очень культурно и интеллигентно обращаюсь к старшему по группе:
— Какая прелесть ваши коники! Скажите, а они всегда так интенсивно какают или делают перерывы? А могут они потерпеть, если им разрешить покакать где-нибудь на сельской дороге? Плюшки на сельских дорогах мы кое-как научились…
— А зачем им терпеть? — прерывает меня старший по группе. — Лошади, создания свободные. Они всё делают, подчиняясь инстинктам. Хотят сделать это, пусть делают, нам не жалко.
— Да, говорю, — но людям ваши плюшки не всегда по душе. Плюшки на сельских дорогах мы кое-как научились толерировать, а вот плюшки в жарком песке — ну, не получается! Тем более, на пляже играют маленькие дети, а маленькие дети, копаясь в песке, всё тащат в рот. Пожалуйста, проявите терпимость и понимание!
В ответ прозвучало холодное, как цокот подков по мостовой:
— Все береговые территории в Германии являются свободной для передвижения граждан зоной. А мы с нашими лошадьми — граждане Германии. Точка, разговор окончен.
Так, вместо расширения кругозора, мне впихнули параграф Закона.
Понимая, что бой проигран, но оставаясь верным своему обещанию, на следующий день я решил поговорить лично с миллиардером, хозяином всех земель.
— Вот, говорю, лошади гуляют по всей прибрежной территории, и после них остаются плюшки. Плюшки на сельских дорогах мы научились толерировать, а вот плюшки в жарком песке — ну, никак! Тем более, здесь играют маленькие дети, а маленькие дети, копаясь в песке, всё тащат в рот. Пожалуйста, проявите терпимость и понимание!
Хозяин рассмеялся:
— Юри! У меня самого есть лошади! Это прелестные создания, а их «плюшки» — чистейший, биологический продукт. Так что скажи местным жителям, чтобы это они проявили терпимость и понимание.
Догадываясь, что и этот бой проигран, я отступаю, но не сдаюсь. А дома, всё внимательно обдумав, делаю вывод, что речь моя получилась непродуманной и неубедительной. Были аргументы, которые я, увы, не привёл…
Гулять коней воспрещается!
Через неделю хозяин всех земель пригласил меня, в числе других гостей, на званный ужин. «Вот, думаю, там я приведу все аргументы и выиграю бой, выполнив обещание, данное друзьям».
На ужин прихожу с бутылкой вина, чтобы задобрить своего оппонента, и с тортом.
За ужином говорить о делах не полагается. А когда наступает время чая, я вновь, прилюдно обращаюсь к хозяину всех земель:
— Хотелось бы всё же обсудить вопрос о лошадях, оставляющих на пляже плюшки!
— Юри, выдыхает хозяин, начиная нервничать, — мы уже всё обсудили. Лошади — прелестные создания, а их «плюшки» — чистейший, биологический продукт. Так что скажи местным жителям, чтобы проявили терпимость и понимание. Кстати, а где тот тортик, что был при тебе?
— Я его оставил в прихожей, — говорю. — Но если хотите, я его принесу.
— Хотим, хотим! — кричат подогретые чаем гости.
Приношу коробку, ставлю на праздничный стол и снимаю крышку.
И тут воцаряется минута молчания.
— Что это?!! — в ужасе восклицает хозяин всех земель.
— Это, — говорю, — чистейший, биологический продукт. А на праздничном столе он для того, чтобы вам стало ясно, как это: лежать, уткнувшись носом в лошадиное говно.
На следующий день в почтовом ящике я нахожу письмо: «Уважаемый Юри! С сегодняшнего дня Мы, хозяин прибрежных земель, запрещаем Вам бывать на всех наших званых вечерах, утренниках, ужинах и обедах; и вообще, в нашем прекрасном доме».
Конечно же, я расстроился. Но собрал всё же свой рюкзачок, оседлал велик и отправился на Поляну. И вот, пою я печальные песни, таскаю камни, ношу цветам пресную воду из родника, и вдруг бежит ко мне та самая знакомая, что жаловалась на лошадиные плюшки, и кричит:
— Юри! Как это замечательно!
— Что же тут замечательного? — удивляюсь.
— Как это, что?!! Сегодня по всей территории пляжа повесили плакаты: «Лошадям вход на пляж запрещен». Теперь наши дети могут играть в песке спокойно!
Да, непростая это штука: проявлять толерантность и найти свой порог терпимости. Но если поработать над собой, можно добиться хороших результатов. К тому же, ощущать себя спокойным и терпимым гражданином и вместе с тем человеком, способным постоять за себя и за своих друзей — большое счастье.
С уважением, Юри.
Блин, как хорошо сказано:
«Задача каждого разумного человека, появившегося на этот свет — расширять свои взгляды. Необходимо как можно больше узнать о промыслах природы на этой Земле. Вот для чего люди отправляются в путешествия (а не для того, чтобы постить жрачку в Инстаграме), вот зачем читают книги и вот почему общаются друг с другом»
Все замечательно. Только не могу взять в толк, зачем в истории про коней столько крови на экране?
В ответ автору clavdiaradchencko:
Юри, Ваши слова «Плохой король, встретив врага, уничтожает его, используя свою силу. Хороший король, встретив врага, превращает его в своего друга, используя свою мудрость» помогли мне в одной очень сложной ситуации. Большое Вам спасибо за то, что напоминаете о простых — и вместе с тем сложных, забытых или неизвестных прежде истинах!!!
Прыжок — приключение шага. Превратить в метафору поедание «торта» и в событие собственный поступок — это способность походя и между делом создать произведение искусства из шлака жизни.
Берегите себя, Юри)
Доброго времени суток.
Юрий, можете подробней написать, что Вы понимайте под: «Именно понять,… что всё в этом мире тебе по душе».
В ответ автору Olga:
Да-а, Юри крут в этой истории с тортом! В жизни бы не додумался, чтобы вот так популярно объяснить:))