КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

Вчера, бродя по безлюдному дремучему лесу, я сделал удивительную археологическую находку: смайл из Каменного века. Сразу стало ясно, что именно такие смайлы выкатывали неандертальцы на публику в своих сообщениях и комментах.

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

Интересно вот что… при таком могучем смайле — как выглядел у них «палец вниз»? Увесистый, наверно, был аргумент!

Это не последнее моё открытие на ниве разных наук. Недавно я провел исследование в области статистики и выяснил, что по статистике переходов WordPress, на сайт «Зона Комфорта» приходят: из поисковиков — 90% читателей, а с ФБ и ВК — всего лишь 6 процентов.
Вначале это меня шокировало, так как я был уверен, что основная моя аудитория — это читатели соцсетей. Но, поборов шок, я решил продолжить изыскания и выяснить: кто же те немногие интеллектуалы, что приходят в Зону Комфорта из соцсетей?
Новое открытие буквально свалило меня со стула. Оказалось, что лайкающие мои статьи про душевно-физическое здоровье с такой же интенсивностью лайкают кошечек и заметки о пользе тёплой водки. Да и то — лайкается в основном, картинка в анонсе и первые два-три слова из текста. Дальше «ВК и ФБ социальщики» не кликают и не читают.
К примеру, моя заметка под названием «НОЧНОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ» получила среди других моих анонсов самый большой рейтинг (социальщики решили, что речь пойдет о проститутках или об онанизме, и не задумываясь лайкнули — а речь была о ночной продаже тюльпанов в окрестностях Гамбурга). А вот статья «ПУШКИН И ДЮМА — ОДИН И ТОТ ЖЕ ЧЕЛОВЕК?» вообще ничего не получила, потому что кто такой Пушкин, знают все: это тот, кто за нас всё делает (работать кто будет — Пушкин?). А вот кто такая эта Дюма — черт её разберёт.
Именно поэтому в анонсе на ФБ и ВК я ни слова не сказал о теме сегодняшней статьи, выкинув на радость ВК и ФБ социальщикам лишь камень из гамбургского парка, размалеванный на фотошопе под человеческую рожу.

Я неслучайно заговорил о недалёкости определенной группы народонаселения, ибо речь сегодня пойдет об уровне интеллекта.
Интеллект — вещь непостоянная: его уровень может повышаться или понижаться, в зависимости от многих факторов. Один из них — фактор обучаемости: способны ли мы обучаться и как именно подходим к своему обучению.
Наивно думать, что человек учится лишь в школьные годы и в институте. Процесс обучения сопровождает нас всю жизнь. Увы, в этом мире существуют факторы и целые системы, понижающие уровень нашего интеллекта и даже сводящие его к нулю (социальные сети — одна из таких систем).
Но сегодня я хочу рассказать о еще более опасной системе. Опасна она потому, что была разработана не для отупления народа, как соцсети, а напротив: для повышения уровня интеллекта. Это как если бы нам предлагали лекарство, улучшающее самочувствие, которое на самом деле приводит к болезни.

Знакомьтесь: великое достижение педагогики, финская система школьного образования, вдвойне опасная тем, что ее принципы применяются сейчас не только в школах, но и в институтах, на рабочих местах и в некоторых семьях.

1.

ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ

Реформа образовательной системы в Финляндии произошла в девяностых годах двадцатого века. Много лет после этого Финляндия являлась образцом в вопросах обучения в начальной и средней школах. По отчетам PISA (англ. Programme for International Student Assessment)  — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, финские дети в возрасте до 15 лет в 2000 году оказались далеко впереди: они могли читать лучше, чем школьники всех других стран, входящих в ОЭСР — Организацию экономического сотрудничества и развития, а также оказались на первом месте в знании математики и естественных наук.
С этого момента опыт Финляндии стал рекламироваться по всему миру как образцовый, а картинки детей из начальной школы, кувыркающихся по полу и обучающихся играючи, заполнили весь интернет.
Правда, стóит оговориться, что в ру-нете с понятием «западное школьное образование» царит небольшая путаница. Когда мы говорим, что в их школах дети не учатся, а играют, мы не учитываем, что в Европе первые два класса начальной школы приравниваются к нашему детскому саду, где наши дети занимаются тем же самым 🙂
И всё равно, глядя на финские «чудесные» картинки, вдумчивые люди начинали сомневаться: всё ли на самом деле так безоблачно в финских школах?..

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

К примеру, эта девочка, старательно выводящая ноты на «игровом», (не настоящем, не взрослом) нотном стане… Образованному человеку видно, что она просто неправильно сидит за партой и не умеет держать в руках ручку!
Если предположить, что рядом находится учитель, то невольно задаешься вопросом: куда же он смотрит? Ведь такая посадка, тем более, в детском возрасте, приводит к близорукости, опаснейшему искривлению позвоночника (сколиоз), а постановка руки позволит в дальнейшем разве что подписать чек в магазине на кассе.

Финская же школа показывала: на «начальном» этапе — успешный игровой метод взаимодействия учителя с учеником:

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

На этапе средней школы — зрелость и самостоятельность учеников в процессе обучения:

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

Подобные фотографии учеников в возрасте 14-15 лет также вызывали сомнение у вдумчивых людей, ибо в классической системе принцип обучения строится на тесном взаимодействии учителя и ученика, а также на взаимодействии учащихся между собой. Здесь же мы видим полное равнодушие, царящее в классе. От игры школьники резко переходили…

к чему?..

…Согласно новой доктрине, ученика нельзя воспитывать и учить. Педагогам положено советоваться с учеником; спрашивать, хочет ли он получить те или иные знания. Никаких наказаний и правил, никаких школьных парт. Ученики сами решают: сидеть им за столом или, к примеру, расположиться на удобном пуфике на полу. Если ты устал во время урока, учитель не имеет права помешать тебе поспать, послушать музыку в наушниках или отправиться в школьный двор покурить травку.

2.

МИФ РУШИТСЯ…

Несколько счастливых лет такая система удивляла весь мир, который задавался вопросом: уж не научились ли финны в своих оранжереях выращивать гениев? И вдруг — миф лопнул, как мыльный пузырь. По данным последнего исследования, проведенного PISA,  15-летние финские школьники показали в 2015 году очень низкие результаты. Если сравнивать с исследованиями 2000 года, это была настоящая катастрофа.
В опубликованном в 2015 году исследовании шведского экономиста по образованию Габриэля Хеллера Сахльгрена звучит печальное: «финское Пиза-чудо оказалось глубоким заблуждением».

Почему же финнам удавалось в течение 15 лет показывать такие высокие результаты?..

«Всё дело в учителях», — заявляет Габриэль Хеллер Сахльгрен в своем исследовании. — «Да, система обучения была реформирована, но прежние, «классические» учителя не уволены. Финские учителя всегда придерживались так называемой авторитарной системы обучения…» (Внимание! Здесь и далее термин «авторитарный» рассматривается не в политическом смысле, а в общественно-социальном, как авторитет человека или системы, обусловленный: 1). наличием у последнего опыта и знаний; 2). взаимным уважением сторон. Так, в авторитарной системе обучения учитель для ученика является авторитетом, ибо он может научить его чему-то. В этом случае ученик обязан слушаться учителя и выполнять все его указания. Оговорюсь, что именно так учили детей в наших советских школах: авторитет учителя был непререкаем, а учеников  в прямом смысле заставляли делать те или иные задания, не спрашивая  на то их желания — коммент Y.B.).
«…Сочетание авторитарной системы обучения с новым оснащением классов и большей свободой для учеников привело к скачку уровня образования, — продолжает свою мысль Габриэль Хеллер Сахльгрен. — Но «старые» учителя постепенно вытеснялись «продвинутыми», что привело к фолу всей системы. Помимо этого, пагубное влияние оказало появление частных школ и исчезновение контроля государства над системой образования. То есть, в каждой школе новую систему могли трактовать так, как заблагорассудится владельцу данной школы».

От себя замечу, что именно новые, «продвинутые» учителя и владельцы частных школ, которые сами имели сомнительное образование, позволяли детям искривлять свой позвоночник.
Кстати, правила чистописания вовсе не учитываются в современной системе обучения, тогда как этот незатейливый процесс жизненно важен для ребенка: он развивает усидчивость, желание трудиться, приобретать новые навыки, а также способность к координации движений. По статистике, болезнью Альцгеймера чаще заболевает тот, кто никогда не тренировал такие навыки, как способность вымыть посуду руками, не разбив ни одной чашки, чистописание, умение держать в руках отвертку или иголку с ниткой.

3.

ОТКУДА ПРИШЕЛ ВЕСЬ ЭТОТ МАРАЗМ

На секундочку замечу, что ошибка в системе обучения целого поколения — трагедия общенационального масштаба, ибо речь идет о людях, которые на 15-20 лет займут свои места в системе общественного и государственного устройства. Что означает допустить к управлению государством кухарок и шариковых, мы с вами знаем очень хорошо. Так что сейчас финнов можно понять: с одной стороны они опасаются признать ошибку, с другой — в панике спрашивают друг друга: «Как же теперь вернуть всё на круги своя?».

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю ЕвропуУ меня же возник иной вопрос: как вообще появилась идея забыть единственно правильную авторитарную систему обучения и начать заигрывать с учениками, прогибаясь под их волей и желаниями?..
Может, кто-то помнит учителя из фильма Республика ШКИД? Был там такой тип, который из страха перед мальчишками-беспризорниками вместо преподавания знаний пел им на уроках песенку «Не женитесь на курсистках». Так вот, его все герои фильма презирали, не говоря уже о советских зрителях. Потому что песенки с учениками  и потакание их желаниям — признак элементарной трусости.

Во время изучения истории «финского чуда» мне в руки попался немецкий видеоматериал о методике преподавания в США. Просматривая передачу,  я наткнулся на сцену под названием «Урок математики в американской школе»…

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

— Так это же наш «не женитесь на курсистках»! — воскликнул я, вперившись в экран.

Дальше меня ждала сцена под названием «Урок литературы в американской школе»:

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

Затем «Урок истории в американской школе»:

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

Текст к статье пояснял:

В основе подобного обучения лежит принцип политкорректности, то есть, запрет оскорбления и ущемления прав определенной группы людей, в нашем случае школьников.
Дело в том, что детей нельзя воспитывать и учить. Педагогам положено советоваться с детьми и непременно спрашивать, хотят ли они получить те или иные знания. Если хотят подавать материал ненавязчиво, в процессе игры. А если не хотят, то это их личное дело. Личность в Америке имеет право на свободу самоопределения. Ты сам можешь решать, хочешь ты быть умным или глупым.
«Свобода быть глупым» провозглашена в Америке официально, из уст главы Госдепартамента США Джона Керри: «В Америке у вас есть все виды свобод, в том числе, свобода быть глупым».

— Да ладно, — воскликнул я, — где-то я уже слышал эту чушь!
Вдруг на экране мелькнула девочка, сидящая скрючившись за столом. В руке она держала карандаш, по меткому выражению, «как курица лапой», и что-то выводила на листке бумаги.

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

И тут я вспомнил, где видел этот образ. Конечно же! Точно такая же девочка в «финском чуде» демонстрировала сколиоз, близорукость и неумение писать!
Выключив телик, я схватил телефон и набрал номер одного моего друга, работающего как раз в США, в системе образования.
И разговор с ним поставил всё на свои места…

4.

АМЕРИКАНСКАЯ СИСЬКА С ЯДОВИТЫМ СОДЕРЖИМЫМ

Свобода в Америке находится во главе угла. Но, как известно, неконтролируемая свобода очень быстро перерастает в хаос. С другой стороны, если свободных граждан начать контролировать, свободное общество покроется сетью решеток и запретов. Именно из этой дилеммы выводит Америку уникальное «ноу-хау»: контролируемый хаос.

На практике система контролируемого хаоса впервые была применена в американских тюрьмах. Заключенным позволяли объединяться в кланы, враждовать, даже устраивать целые побоища. Внешне это выглядело как полная свобода и анархия, но на самом деле вся анархия провоцировалась искусственно, чтобы создать у заключенных ощущение своей силы и доминантной роли. Психологи утверждают, что получив так называемый «доминантный импульс», мозг человека умиротворяется и успокаивается.

Система контролируемого хаоса работала в тюрьмах прекрасно и так понравилась американским чиновникам, что те решили использовать её в других точках высокого риска: на стадионах, где болельщикам позволяли громить трибуны и мочить друг друга, выпуская тем самым пар, и… в американских школах.
Только не в обычных американских школах, а… как бы сказать по-политкорректнее… в школах, где учатся гиперактивные дети с черными курчавыми волосами. Дети, родители которых не имеют ни времени, ни желания на воспитание своих детей, или не могут воспитывать по причине отсидки на нарах. По своей сути эти дети уже находятся в группе риска, и без надлежащего присмотра будут втянуты улицей во все тяжкие.
Именно поэтому в подобных школах из «запирают» в классах на целые сутки. Правда, выглядит это вполне демократично, в духе свободы или «контролируемого хаоса»: дети приносят с собой матрасы и остаются с учителями в классах на ночь, просматривая фильмы, играя в настольные игры, распевая гимн Америки.

Невероятно, но финны высосали из американской сиськи не только игровой метод обучения, но даже и эту особенность: 24-часовое пребывание в школе! А за Финляндией подобные школы стали появляться в Германии, во Франции, Дании.
То, что было разработано для детей, рискующих стать грабителями и убийцами, стало применяться в обществе с достаточно низким уровнем преступности. Европейцы даже не заметили, что никакой цели образования учеников подобная школьная система не ставит. Задача у американцев была проще: создать искусственный управляемый хаос, удержав детей от хаоса вне зоны контроля: на улице.

4.

ИТОГ

Во время работы над этой публикацией я впервые задумался о том, что получение знаний (будь то в детском или во взрослом возрасте) никак не связано с халявой, отдыхом и весельем. Получение знаний и самообразование — это всегда труд, подчас невыносимый.
Вспомнилось, как отец великого Моцарта на целый день запирал своё чадо, заставляя будущего гения упражняться в игре на клавесине. И это ведь был не красивый миф, а сермяжная правда!
Но самое главное мое открытие в эти дни было понимание, что получить знания можно лишь встав на одну ступень ниже того, кто тебя учит. Возможно, это и есть то самое духовное и физическое смирение, с которого начинается погружение во все Учения и науки.
Американская идея политкорректности, равенства и свободы неприменима к процессу образования.  «Личность», о которой с таким трепетом говорят американцы, это не что-то, данное свыше, при рождении. Человек не рождается личностью: личность формируется, подчас с очень большими усилиями и на протяжении всей жизни.
Между учителем и учеником никогда не будет поставлен знак равенства. Но это неравенство не означает ущемление чьих-то прав. Как сказал умнейший человек, психолог, психотерапевт Михаил Литвак, «учитель и ученик» это единственное неравное отношение, которое можно приветствовать».

Дорогие друзья, школьная игровая система обучения — не первое и не последнее говно, которое Европа всосала из американской сиськи. И это радует хотя бы тем, что впереди у нас много возможностей поговорить, поспорить и посмеяться. В следующих публикациях я, возможно, расскажу вам о других удивительных клише, пришедших из Америки и успешно работающих на ниве дебилизации целых народов.

А пока, всего вам доброго,
всегда ваш,
Юри Балабанов.

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу

Реклама

КРАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: О том, как финны обдурили всю Европу: 34 комментария

  1. Юрий, здравствуйте!

    Живу в Финляндии, двое детей ходят в местные школы, и я, наблюдая за их обучением, скажу, что в вашей статье очень многое не имеет места быть. Да, дети много играют, много занимаются интересными для себя делами, но между делом они учатся, много занимаются спортом и языками, поощряется чтение, умение самостоятельно найти информацию и сделать из нее выводы, использовать новейшие технологии и старые добрые учебные пособия.
    Да, им не задают дикого количества уроков, как в русских школах, и мы не сидим за письменным столом с момента возвращения домой и до отбоя, не пишем километровые рефераты о полезных ископаемых Нигерии и Боливии. Зато дети спокойно прокладывают маршрут по Европе, учат третий язык в четвертом классе, занимаются музыкой, рисуют, ставят спектакли, умеют применять математику в жизни и занимаются в школе йогой.
    Им прививается любовь к чтению, к умению общаться, работать в группе, ценить и уважать одноклассников и учителей. И да, это небольшая деревенская школа в 50 км от Хельсинки.

    • Мария! В первую очередь, добро пожаловать в блог Зона Комфорта. TERVETULOA! (перевела с помощью автопереводчика, не уверена, что грамотно, по посыл именно такой: «Добро пожаловать»!)

      Теперь по вопросам публикации. Как профессиональный педагог, хочу уточнить, чем занимается Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Они определяют уровень знаний, необходимых для того, чтобы вчерашние школьники в будущем могли пополнить так называемый «золотой запас» данной страны — самое ценное, что есть у любого государства: банк мозгов. То, что, как заметил Stanislav Alekseevich, утекло из СССР, и что мы не сберегли, к сожалению.
      Вы же говорите о «прикладных знаниях» — о том, что поможет вчерашнему школьнику превратиться в завтрашнего идеального потребителя.
      Маршрут по Европе? — и дураку понятно, зачем нужно уметь прокладывать маршрут по Европе в век бесцельного, маниакального туризма. Третий, четвертый язык? — аналогично. И очень точно Вы подтверждаете эту мысль словами: «умеют применять математику в жизни». Математику не применяют в жизни. В жизни применяют арифметику, позволяющую подсчитать, сходится ли сумма на чеке в магазине с купленными товарами.
      А уж о йоге в школе я вообще молчу, потому что йога — это сложнейшее теоретическое философское учение, просто недоступное ребенку. По словам Елены Петровны Блаватской, которая признавалась, что даже она не постигла до конца учение йоги, йога — это «одна из шести Даршан или школ Индии; школа философии, основанная Патанджали. Школа, которая использует практику медитации, как средство, ведущее к духовному освобождению. С её помощью приобретаются психо-духовные силы, и вызванные экстатические состояния ведут к чистому и правильному восприятию вечных истин, как в видимой так и в невидимой вселенной».
      Вам не кажется, что в этом ключе изучение йоги в школе — либо профанация и игра, либо вредная, недопустимая вещь?!!

      Но это не значит, что Ваши дети в ненадежных руках. Совсем напротив: скорее всего, они вырастут примерными гражданами, красивыми и гармоничными. Но статья-то не об этом…

      • Уважаемая Лена. По моему скромному мнению, золотой запас страны — это все-таки единицы наших сограждан (ах да, сейчас это люди, не имеющие отношения к труду, тем более интеллектуальному), так зачем скажите на милость насиловать всех остальных? Зачем требовать ото всех постижения какого-то немыслимого объема достижений человеческой мысли, если бóльшая часть детей в лучшем случае станет примерными гражданами? Не лучше ли направить усилия на то, чтобы они нашли свое место в жизни, что невозможно без самоуважения и веры в себя, а этому наша школа не только не учит, а еще и целенаправленно уничтожает.
        Я обескуражена этой статьей, это совсем не похоже на прежнего Юри, который пропагандировал свободу самовыражения, принятие и терпимость, в текстах которого была доброта. Я вижу здесь какую-то очень слабо аргументированную, злую, даже не критику, а просто обливание желчью, западной системы образования и поклонение классической прусской школе, где главным элементом всегда были подчинение и муштра. Допускаю, что автор просто неудачно выразил свою мысль.
        Везде эти фотографии из сети, где дети неправильно держат ручку, сильно наклоняются и т.д. — вы серьезно делаете выводы о качестве образования на основе таких «доказательств»?
        А-я-яй, играют они, говорите? И что тут такого страшного? Может вы хотите сказать, что в игре невозможно научиться многим полезным вещам? А я вот думаю, что можно. А еще можно разбудить интерес, увлечь, подарить радость общения. Если вы будете постоянно говорить, что надо тяжело трудиться, усердно учиться и беспрекословно слушаться учителя, но никакого желания постигать новое вы в человеке не разбудите, да и свой авторитет как учителя потеряете раз и навсегда. Возможно вас будут бояться (до поры до времени, потом просто пошлют), но уважать — никогда. И какие же граждане потом будут жить такой в стране?

        • Наталья, мне нравится ваш комментарий, я тоже люблю этот ресурс о свободе самовыражения, терпимости и доброте. Но в этой статье, как видно, вас что-то задело за живое, заставив излишне эмоционально воспринять текст. В тексте статьи есть выражение «желание трудиться», но ясно показано, что это желание вырабатывается не лозунгами и призывами, а наглядным примером и незатейливыми упражнениями. Там так и написано: «чистописание вырабатывает желание трудиться».
          Извините, могу я вас спросить, а в какой школе учились вы? Это же очень странное представление о процессе обучения… что учитель вообще ВПРАВЕ «постоянно говорить, что надо тяжело трудиться, усердно учиться и беспрекословно слушаться учителя»! Я застал советскую «классическую» школу, но там учителя ничего подобного не говорили. Мы приходили в класс и начинались уроки. Мы трудились потому, что задачи часто были очень сложными, и усердно учились, потому что знали, чем больше получим знаний, тем легче будет эти задачи решать. Но чтобы в нас кидались лозунгами, что это надо — трудиться, да еще ТЯЖЕЛО, такого не помню! Нам наоборот говорили: «Посмотри, это же так легко» ))))) И дети у меня ходят в подобную школу. Может, ваших детей или детей знакомых в школе так мучают, но это неправильно, и об этом надо говорить учителям, а не здесь…

        • В ответ автору Наталья

          Наталья, это именно Ваше скромное мнение.
          Сейчас стало модно употреблять это «IMHO», при этом многие считают, что оговорка «моё скромное мнение» дает право высказываться без необходимых знаний и образования. По официальному же мнению профессионалов, «золотой интеллектуальный запас страны» — это не единицы, а большинство. По сути, это каждый разумный сознательный человек, приносящий своей стране посильную пользу. Именно это объясняют детям в нормальных школах по всей Европе.

          Статья Юри как никогда своевременна, ибо в ней не «обливается желчью западная система образования», а как раз таки рассказывается о том, как обучают детей на Западе, где давно поняли: игровая «скандинавская» система — это самое худшее, что может произойти с Европой.
          Кстати, в своем материале Юри опирается не на мифическую «прусскую школу», о которой Вы говорите, а на абсолютно научные выводы, сделанные Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся PISA, на научные статьи и на живой опыт учителей в Германии. И все они в один голос предупреждают об опасности скандинавской системы обучения.
          По счастью, в Европе эта система не прижилась. Тому способствовал здравый смысл и небольшой процент частных учебных заведений (тогда как в скандинавских странах почти все школы — частные). Мы здесь прекрасно понимаем, что частным школам выгодно иметь ученика, довольного своим учителем, иначе родители просто не будут за такое образование платить. Отсюда и происходит «заигрывание» с детьми и подростками.

          В отличие от скандинавских стран, в развитых странах Европы начальные и средние школы находятся под строгим контролем государства. Поэтому обучение в них ведется по специально разработанным программам, которые исключают игровой метод обучения и склоняются к авторитарному. Именно об этом статья.
          И целевая аудитория Юри — не те, кто это понимают, а люди, которые пока еще находятся под впечатлением от обширной рекламной кампании по популяризации культуры скандинавских стран и пользуются при этом либо устаревшими источниками, либо агитками проплаченных агитаторов.

          Простите, что написала коммент не в игровой политкорректной форме, а так, как принято среди взрослых, серьезных и людей.

          • Хотелось бы знать, что сам автор статьи и блога думает об этом комментарии Лена Акимова-Шмидт:? И про всех остальных кто пишет эти заумные огромные рефераты? Вы знаете, что в с.сетях есть ограничение на количество слов в комментарии? Это не соревнование, кто умнее. Здесь люди высказывают свое мнение. И ИМХО это не ерунда, а правила поведения в с.сети.
            Читатель блога Клавдия Радченко

  2. Да, Юри, жестоко Вы обращаетесь со своими «социальными читателями из ВК и ФБ». Но, с другой стороны, эту тему надо было уже поднять и кричать «караул!». Общая грамотность не только у школьников, но и у взрослых опустилась донельзя.
    О финском чуде слышал, но насторожили именно картинки в сети. Насколько я знаю, они там играют и в начальной школе, и в средней, и в институте. Если вспомнить, как обучали нас, то нельзя не насторожиться. И когда американдзы говорят, что наша система образования (тогдашняя) полна изъянов, хочется им напомнить, что «утечка мозгов» из СССР в США происходила из того самого «необразованного», по их мнению, контингента.
    Наши тогдашние ученые старой школы до сих пор остались непревзойденными. Их теперешние ученые ориентированы на тех самых «социальных читателей из ВК и ФБ».
    Спасибо за статью!

    • Прикольно, что термин «социальщики» в Германии имеет еще один смысл: те, кто живут за счет подачек государства.
      И, да, в педагогике равенство учителя и ученика очень опасная вещь. Мне очень понравилось, как сказал Михаил Литвак: «учитель и ученик — это единственное неравное отношение, которое можно приветствовать». Я даже не поленилась и нашла по этой цитате его статью «Об отношении между учителем и учеником», которая полностью подтверждает Вашу мысль.
      А чем обернутся игры с учениками, рассудит время. Хотя, данные PISA за 2015 тоже, наверное, высосаны не из пальца. С другой стороны, надо, конечно, всё это видеть своими глазами. Но девочка с искривленным позвоночником пугает. Если такие картинки — норма, то никакие красивые слова про играющих, счастливых детей не убеждают.

  3. Я как раз из тех, кто переходит из соц сетей.
    Статья для меня не однозначная.
    1. Мы свидетели целого поколения вымуштрованых с детского сада людей. И это другая крайность. Система, которая вышла из лагерей, работы с осиротевшим поколением, созданная для четкой государственной задачи.
    2. Я не согласна, что человек не рождается личностью. Родив четырех детей, я все больше склоняюсь к тому, что человек личностью рождается.
    3. Я не знаю, как лучше. В этом году мы с мужем перевели детей из частной (игровой) школы в обычную русскую государственную. И им явно легче, чем одноклассникам. Они осваивают новые знания легко и играючи. Но переводить их обратно… мы пока в раздумьях.

    • А идеология в школах везде. Мои друзья, приехавшие в Германию из России с 14-летним сыном, с ужасом поведали мне такую историю… Мальчик приходит из школы весь в слезах.
      — Что случилось?
      — Учитель рассказывал на уроке истории про Вторую мировую войну.
      — И что?
      — Он сказал нам, что в 1941 году русские напали на Германию 🙂

      Элла, по счастью, человек не рождается личностью. Потому что весь смысл жизни как раз и заключается в том, чтобы сформировать в себе то уникальное, что отличает нас от других: моральные ориентиры, поведение, отношение к общепринятым правилам, к традициям и ценностям… даже голос и в некоторой степени строение тела: всё это — личность.
      Если бы ребенок уже рождался личностью, это был бы поживший на Земле человечек, умудренный опытом. Где-то это даже страшновато. Мне вообще при слове «личность» так и представляется директор с портфелем )))))))
      А то, что Вы видите в своих детях, это «задатки»: удивительная вещь, от которой, в отличие от слова «личность», веет свежестью, неизведанным, обещанием прекрасного. Задатки, которые позже в Ваших детях разовьются и перерастут в талант и гениальность.

      С уважением, Юри.

  4. Юри, спасибо большущее!
    Подписываюсь под каждым вашим словом! Я педагог, и как раз всё это очень знакомо. Конечно, образование — это труд, здесь надо прикладывать усилия, несомненно! — Ох, и грустная статья, получается…
    Мне бы, честно, хотелось читать только о крахе финского образования и гордиться при этом нашим образованием, но ведь не всё ладно «в Датском королевстве». Только сегодня от умных деток я услышала — как сговорились — РейгАн (с ударением на «А») и саммИт — я и не думала, что в произношении этих слов можно сделать ошибку (к вермАхту, увы, я почти привыкла). Откровенно говоря, я не очень хочу, чтобы по истории был введен обязательный экзамен — боюсь, это только загубит систему обучения, и дети будут помнить, как «правильно» оценивать Петра Первого, а как — «неправильно». Но то, что учебе нужно уделять больше внимания — очевидно. Умберто Эко говорил, что если позволить детям самим выбирать предметы, они выберут компьютерные игры. Поэтому, конечно, нужен элемент контроля — при внимании и заботе) То есть сначала учеба, а уже потом добавление игровых элементов!
    Спасибо за статью!

  5. Мне понравилась статья, все эти проблемы актуальны. Образование — это борьба с энтропией, а это предполагает дисциплину, усилие и смирение. Да, есть время для творчества, где свобода и равенство приветствуются, но для того, чтобы научить свой мозг системно получать и обрабатывать информацию, необходимо именно ученичество в его классическом понимании. «Свобода быть глупым» — это не свобода в ее прямом понимании. Базовый, доступный каждому, уровень образования понижается, а тот уровень, который дает возможность человеку учиться интенсивнее, идти в науку, заниматься интеллектуальным созидательным трудом, становится доступным меньшему количеству людей, и, как правило, за деньги.

  6. Тема актуальная всегда и почти всех касается. Казалось бы, появилось столько новых возможностей для развития образования, а результат зачастую противоположный, что очень обидно.
    У меня дочь не так давно заканчивала школу, поэтому проблемы еще не совсем забылись. В первый класс дети шли хорошо подготовленными — все умели читать и считать (требование школы), немного знали английский, неплохо знали детскую литературу соответственно возрасту, и всем было интересно. Но начальная школа с неопытной и не очень интересной как личность учительницей, затянутая программа и нестрогие требования к приготовлению домашних заданий сделали свое дело – почти все резко затормозили в развитии и потеряли интерес к учебе. К тому же повсеместно появился интернет с играми и социальными сетями, что тоже сильно отвлекало от домашних заданий.
    В средней школе многое зависело от личности учителя – если педагог умел интересно преподавать свой предмет или даже просто отслеживать выполнение заданий, то был успех, если нет- результаты плачевны. На мой взгляд на этом этапе родителям надо приложить немало усилий, чтобы дети не забросили учебу, тем более, что школьные учителя зачастую не хотят контролировать учеников, чтобы не портить с ними или их родителями отношения.
    Могут помочь грамотные репетиторы или специальные курсы, но это уже за деньги. На мой взгляд, результат того стоит. Один из наших репетиторов постоянно анализировал предлагаемые школой учебники и отмечал, что нет четкой последовательности в изучении тем по математике и из-за этого дети не в состоянии понять многие темы, а так же им не хватает математических знаний при изучении физики и химии.
    Репетитор по английскому вообще имел свою очень успешную авторскую методику преподавания, даже предлагал ее в несколько школ, но там свои программы и за много лет ему не удалось продвинуть свою методику даже экспериментально. Очень жаль, что талантливые люди не могут применить свои достижения в улучшении школьных методик преподавания. Не знаю, кто у нас теоретики в вопросах образования, но они явно не изучают опыт успешных педагогов или не умеют его применять для всей системы.
    Старшая школа вся направлена на подготовку к ЕГЭ, что может не так и страшно теоретически, но практически является очень забюрократизированной системой со множеством неприятных моментов в виде металлоискателей и видеокамер во время экзаменов. И кто только это все придумывает и зачем, не могу понять. Так изначально не доверять своим детям – это совсем неправильно. Но тем не менее они как-то умудряются сдавать эти пресловутые ЕГЭ и поступать в ВУЗы, но это уже другая история.

  7. На мой взгляд, проблема заключается в том, что многие оценивают образование и грамотность детей с точки зрения советского образования. Это советское образование является шаблоном для многих людей из старшего поколения.
    Как преподаватель математики, уверен, что многие знания, даваемые детям — лишние. Это мое откровенное и честное мнение. Давно пора сделать ВУЗы элитными учебными заведениями, для 10 процентов детей, а остальным все равно достаточно обычного среднего образования.

    • В ответ автору Владислав Рощин

      «Большого паль-тца вверх» не достаточно, чтобы показать, насколько я согласен. Это Ленинское «учиться, учиться, учиться» привело к тому, что образование девали для «галочки». Не закончил десятилетку, не поступил в институт — ты недочеловек. А в странах Европы нет ничего постыдного, если ты получил среднее образование и пошел работать плотником. Очень даже уважаемая профессия, особенно в век автоматизации, когда грязный физический труд исключен.

    • Я работаю на работе, где достаточно среднего образования. Вспоминаю школьные годы! Сколько крови мне выпили учителя, внушая математику, и прочие науки, не пригодившиеся в жизни! Владислав, математику не примите на свой счет, я с вами на все 100 согласен.
      В статье пишется о образовании в Финляндии: «Согласно новой доктрине, ученика нельзя воспитывать и учить. Педагогам положено советоваться с учеником; спрашивать, хочет ли он получить те или иные знания». Юри, вы говорите об этом как о недостатке, а я читаю с завистью к тем детям, которых не будут нагружать напрасно тем, что у них не идет. Есть люди, которым что-то не дается. Не идет, и все! Нельзя заставить насильно, если у человека к этому нет способностей или даже желания. Развитие того, на что ты способен и к чему есть стремление, вот чем должна заниматься школа. Лишние ненужные знания ни к чему. Среднее крепкое образование для большинства — спасение для многих. Только надо сделать, что бы получение среднего образования было уважительным, а не так как сейчас.

  8. Вполне согласна с двумя предыдущими авторами насчет того, что совершенно нет необходимости большинству выпускников поступать в ВУЗы и тратить от 4-х до 6-ти лет на образование, которое большинству впоследствии не удается применить практически или приходится доучиваться уже на рабочем месте. По-моему, советская система даже лучше решала эту проблему: ПТУ-техникум-ВУЗ — и все выпускники этих заведений были более или менее востребованы. А если кто-то не хотел учиться в силу разных причин – могли себе сразу найти работу.
    Но жизнь сильно переменилась, и хорошей работы на всех не хватает, а быть мастером в какой-либо рабочей профессии и трудиться физически далеко не все хотят, к сожалению. Да и работодатели ведут довольно странную политику при приеме на работу, требуя иногда диплом о высшем образовании там, где он совсем не нужен. Несколько лет назад у меня приятельница(бухгалтер) захотела подработать уборщицей в новой помпезной библиотеке, так вот там у нее потребовали диплом о высшем образовании, он у нее был и на работу ее взяли. Но с персоналом там обращались так, что большинство в скором времени уходили. Еще одна знакомая девушка хотела устроиться диспетчером в какой-то диагностический центр, но диплома не было — и ее не взяли. Так что, вероятно, многие учатся, чтоб иметь хоть какие-то корки об образовании и иметь шанс на дальнейшее трудоустройство в офисе, или просто хотят продлить себе безработное и беззаботное детство.
    А ВУЗам тоже выгодно – за счет платных студентов можно поддерживать относительно приличный уровень з/п преподавателей, переложив эту обязанность с государства на плечи родителей, которые хотят лучшей доли своим детишечкам. Хотя на мой взгляд, детям неплохо было бы сперва поработать где-нибудь, лучше понять чего ты хочешь в этой жизни, а потом уже идти учиться более или менее осознанно. Кто-то так и делает, но большинство идут стандартным путем – сперва учатся чему-нибудь и как-нибудь, а потом либо пополняют ряды безработных, либо, пользуясь таким неистребимым понятием как блат, устраиваются более или менее хорошо. Ну, а в государственном масштабе привести в соответствие потребности рынка труда и возможности учебных заведений – эту задачу решают сколько себя помню, но решить не могут и по сей день.

  9. Прочла статью, как только она вышла в блоге, и с тех пор размышляю над ней и над комментариями, потому что тема — огромная. Спасибо, Юри, что написали о, мягко говоря, проблемах финской системы образования. Везде приводят эту систему в качестве хорошего примера, а о плохом предпочитают не говорить.
    С одной стороны, я как выпускник школы с авторитарным подходом, могу много рассказывать о своих проблемах со здоровьем, заработанным за годы учебы, сколиоз — это самая заметная со стороны проблема. Кстати, я не уверена, что сколиоз мой родом именно из школы, подозреваю, что здесь могло повлиять и то, как моей маме оказывали родовспоможение, когда я появлялась на свет, и прививки, после которых левую половину моего тела начало постепенно парализовать в 1,5 года — хорошо, что вовремя заметили и успели спасти. В системе здравоохранения ведь тоже авторитарность была и еще остается, там пациент — тело, а не личность.
    С другой стороны, меня как человека, поработавшего четыре года преподавателем вуза, пугают фотографии из американских школ — пугают знакомым мне ощущением. В период работы в вузе я чувствовала, что нас-преподавателей постепенно подталкивают к тому, чтобы мы вместо лекций проводили чуть ли не цирковые выступления — чтобы увлечь студентов тем, что им на самом деле не интересно. Интереса у студентов не было, по моим наблюдениям, отчасти потому что авторитарная школа убивает в детях любознательность, живость и подвижность тела и ума, отчасти потому что интернет и лёгкая доступность избыточной информации отучивает размышлять, искать ответы на вопросы самостоятельно, прикладывать усилия при решении задач. Сталкивалась я и с убежденностью студентов, что задачи с элементарными математическими расчетами — это очень сложно, и что если нет у человека способности к математике, то он не справится, не сообразит, к примеру, составить пропорцию, чтобы подсчитать неизвестный показатель. Я сталкивалась с тем, что совершенно неглупые ребята были еще в школе убеждены в том, что они бездарные и тупые. Просто, как я вижу, в авторитарной российской школе не учитывалась индивидуальность — индивидуальные темпы развития мышления, индивидуальная скорость реакции и т.п., учителям было проще повесить на ребенка ярлык, в который и сам ученик начинал верить. В то же время, я понимаю, что нельзя со школьником советоваться, что ему изучать, как это делать, просто в силу того, что ребенок не равен взрослому, самому ребенку вредит отсутствие границ в отношениях, до определенного возраста человеку важно на что-то крепкое опираться, чувствовать уважение ко взрослому, чтобы иметь в жизни устойчивые ориентиры.

    Как мне кажется, любая искусственно созданная система в любом виде имеет как достоинства, так и недостатки. Я думаю, что никому так не важно здоровье ребенка, состояние его тела, души и ума, как его родителям. Возможно ли сделать так, чтобы в школах работали только лишь самоотверженные люди? По-моему, это всегда лотерея. Даже если государство заботится о развитии детей, у него есть в этом отнюдь не бескорыстный интерес. Государству нужны винтики — и обычные, и уникальные супер-умные винтики — ему не нужны свободолюбивые люди, опирающиеся на свои чувства, ценящие свободу души и чувства выше, чем материальные блага. Даже такая полезная штука, как наука, без чувств превращается в холодную религию, не способную сделать людей счастливыми. Я вижу проблему в том, что разрушается основа общества — семья, утрачивается ценность чувств, особенно любви. Из несчастливых семей выходят несчастные люди. Детей отрывают от родителей, родителей вынуждают оставлять своих детей чужим людям, и ради чего? Ради денег, карьеры, служения обществу, кажется, — чтобы проблемы общества решать ценой счастья — своего и собственных детей. И это замкнутый круг. И я допускаю мысль, что серьёзные проблемы в сфере образования — это следствие более глубоких проблем в обществе, которые просто не лежат на поверхности.
    Это если кратко, а то я бы могла, кажется, свои мысли развернуть на целую статьищу, но не хочу:) .

    PS А Михаил Литвак лично мне глубоко неприятен, я прочла несколько его книг, и для меня он — пример холодного ума без чувств, который, на мой взгляд, вполне вписывается в финскую систему образования по духу.

    • В ответ автору Ольга

      Очень интересная история произошла у меня с комментарием Ольги. Читаю — любопытно мнение человека, 4 года проработавшего преподавателем ВУЗа.
      С чем-то согласна, что-то обдумываю… и вдруг — «Интереса у студентов не было, по моим наблюдениям, отчасти потому что авторитарная школа убивает в детях любознательность, живость и подвижность тела и ума». Читаю дальше, немного напрягшись… «В системе здравоохранения ведь тоже авторитарность была и еще остается, там пациент — тело, а не личность».
      Я сама — педагог, и как педагог я теперь просто испугана, потому что в школе, в которой я работаю, об авторитарности говорят совсем иначе. У нас авторитарная (или как ее ещё называют, классическая) система воспитания очень даже приветствуется! Правда, это школа в Германии, но не может же быть такого различия в понимании термина!
      Лезу в словарь русского языка и теперь уже покрываюсь холодным потом…
      Ефремова: авторитарный прил. 1) Характеризующийся беспрекословным подчинением власти одного лица; диктаторский. 2) а) Стремящийся утвердить свою власть, свое влияние; властный.
      С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: авторитарный, авторит’арный, -ая, -ое; -рен, -рна (книжн.). Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарные режимы.
      сущ. авторитарность, -и, ж

      Немного придя в себя, набираю «авторитарный» в интернете, и экран покрывается фотографиями Муссолини, Гитлера и Сталина. 🙂
      И тут меня осеняет, почему многие в обсуждении заговорили о советской школьной системе, причем, с негативным оттенком. Когда Юри в статье переводил на русский Габриэля Хеллера Сахльгрена, он использовал прилагательное «авторитарный» в том смысле, в котором оно понимается самим Сахльгреном, и как нас учили здесь. А учили нас, что «авторитарный» имеет два значения. Первое — это когда на экране Муссолини, Гитлер и Сталин, а второе… хочу привести дословно (в моем неловком переводе, правда), какое определение этому термину дает моя коллега, немецкая учительница начальных классов Таня Линдауэр.
      Так она объясняет понятие «авторитарный» своим ученикам:
      «Термин авторитарный происходит от латинского и обозначает социальную позицию, приписываемую человеку, группе или организации. Обычно другие люди по тем или иным причинам присоединяются к мышлению и действиям авторитарного человека или организации.
      Авторитарный человек обладает авторитетом. Авторитет можно получить и применять по-разному. Например, вы можете навязывать правила, отдавать приказы другим, добиваясь полномочий, которых другие люди не имеют.
      Другая возможность заключается в том, что вы можете осуществлять полномочия через определенные должности или на основе социальной модели. Например, для учеников учитель — это авторитет, так как он может научить их чему-то, и они обязаны к нему прислушиваться (дословно с немецкого — «его слушать»).
      Таким образом авторитарные люди могут оказывать влияние на других людей. Они воспринимаются другими людьми как авторитет, и их слушают, потому что ценят их опыт, знания и уважение к ним». Конец цитаты.

      Вот такая чехарда. Думаю, Юри должен как можно скорее внести в текст своей статьи поправки — как в Американскую Конституцию 🙂 Я бы просто объяснила, что именно понимает Габриэль Хеллер Сахльгрен под словом авторитарный, или заменила бы его (не Габриеля, а слово) на что-то более привычное читателю.

      Спасибо, что позволили высказаться,

      Лена.

      • В ответ автору Лена Акимова-Шмидт

        Собственно, в статье, сразу после первого же упоминания слова «авторитарный», автор делает подобную сноску: «Оговорюсь, что именно так учили детей в наших советских школах: авторитет учителя был непререкаем, а учеников  в прямом смысле заставляли делать те или иные задания, не спрашивая  на то их желания — коммент Y.B.»
        Но для нас этого, очевидно, мало. Слишком сильна нелюбовь к «советской» школе. Кстати, а почему ее так не любят? Вроде, песни пели про школьные годы, столько прекрасных фильмов снято. Как будто кто-то намеренно пытается сейчас дискредитировать то время, а школа попала под раздачу 🙂 Странно, что наше поколение на это повелось…

      • «Авторитарные люди могут оказывать влияние на других людей. Они воспринимаются другими людьми как авторитет, и их слушают, потому что ценят их опыт, знания и уважение к ним»
        Дорогая Лена, о каком уважении, опыте и школах можно говорить там, где ученики преследуют одну цель: намотать побольше лайков в YouTube — неважно как. Можно мучить перед камерой сверстников, можно избить учителя. Что это за школьная система такая, что породила такое?
        В одной статье Юрия прочитал на подобное: Это вовсе не люди. Это толпа биороботов, запрограммированных на очень важное и полезное дело: производство селфи и видеозаписей, которые позже можно будет использовать в качестве саморекламы или толкнуть за хорошую сумму какому-нибудь агентству. И вывод: интернет и смартфоны скоро приведут к краху морали. Я тогда только улыбнулся. Теперь смотрю и плачу…

        • В ответ автору, поместившему ролик с Youtube

          Я бы такую учительницу сам пыльной метлой выгнал из класса. Министр образования с блаженной улыбочкой: «Учитель — это миссия!!!». Учитель — это в первую очередь профессия, и очень трудоемкая, к которой нужно специально готовить. Учителя — тоже люди. И для того, чтобы стать учителем, надо самому учиться. И эта растрепанная, лохматая лахудра — лучше бы она пошла переоделась и пришла в школу в нормальном виде, а не в свитере, в котором корову доят. А если бы я был директором этой школы, я бы эту учительницу выгнал бы из школы прочь. Она же просто там место занимает по отчету ГОРОНО.
          Дети, то есть ученики, острее и больнее чувствуют несправедливость. И если с ними раз поступить несправедливо — это рана на всю жизнь. Пусть кинули в тебя ведро (еще надо разобраться, почему). Но кидать в ответ ведро в ученика — не достойно учителя. Что бы тот ни сделал. Тем более, когда ученик говорит, что он просто сидел. Понимает ли эта учительница, что мальчик, в которого она запустила ведром — будущий мужчина, которому завтра любить женщину, детей растить? Она же в нём при всех убила мужчину эти актом с ведром!
          Ролик сделан предвзято и я, честно говоря, не понимаю, почему Юри — при такой мощной модерации — его пропустил в свой блог. Всё, что показано на этом видео — это какое-то староучительство с его конференциями и красивыми словами тётеньки-министра образования. У нас в деревне был учитель. Так вот, он с учениками после школы в футбол играл — деревня всё же, детям одиноко и скучно. Ну, скажите, поднимется у кого-то рука запустить такого учителя ведром?!!

          Я сам работаю в системе образования. Преподаватель иностранного языка для взрослых — для людей, приехавших в Германию. Так вот, мы их не просто учим языку. Понимая, что это люди из другой страны и что многие приехали оттуда, где идёт война, рвутся бомбы, что у многих погибли родные по пулями, мы помогаем им влиться в эту реальность. У них почти у всех искорежена психика. И мы, специально подготовленные учителя, работаем с ними. Прививаем мысль о том, что общество в Германии — это не немцы и иностранцы (как писала в своем уродливом нацистском дневнике гражданка Иванова, распиаренная Комсомолкой). Общество здесь — это мультимасса — то, что было когда-то в СССР, когда и в голову не приходило разделять людей на украинцев, русских, казахов…
          Эти ученики наши часто и рыдают на уроках, и впадают в агрессию. Но запустить в кого-то из них в ответ мусорным ведром, а потом рассуждать перед камерой, что учитель — это высокая миссия?..

          Всем привет

          • В ответ автору Eugène

            Посмотрите внимательно, этот парень о котором вы говорите, не «невинная жертва». И вы ролик до конца смотрели? Ученики намеренно издеваются над учителями на камеру. Это никакие не «жертвы войны». И никакой у них «раны на всю жизнь» не будет. И никакую несправедливость они не остро чувствуют. Потому что они сами — несправедливость. Воплощение несправедливости. Я вообще не понимаю, как можно быть на стороне этих тварей.

  10. В ответ автору Лена Акимова-Шмидт

    Лена, большое спасибо за Ваш ценный комментарий! Всегда с удовольствием читаю Ваши сообщения, и благодарна Вам за такое существенное дополнение.

    Мне очень понравилось определение термина «авторитарный» Вашей коллеги немецкой учительницы начальных классов Тани Линдауэр, я понимаю, что Юри слово «авторитарный» использовал именно в таком ключе. Я как раз писала, что согласна с Юри в том, что учитель должен быть авторитетом для ученика, ученик ведь и сам испытывает потребность на кого-то сильного и интересного опираться; настоящее обучение происходит при присоединении к «мышлению и действиям авторитарного человека или организации». Просто когда взрослый человек объявляется авторитетом только потому, что он учитель, и даже если ученик его не уважает, то все равно обязан его слушать и слушаться, это может (не обязательно, но в принципе может) приводить к неприятным последствиям. В российских реалиях, на мой взгляд, решающую роль играет личность учителя, то, как он своим авторитетом будет пользоваться, а в условиях российской школы (о Германии я, увы, не имею подробной информации) это своего рода лотерея — как повезет с учителем. Возможно, действительно, слово «авторитарный» вызвало у меня нехорошие ассоциации — не с авторитетом, а с тираном. Возможно, в Германии и в России по какой-то причине одно и то же слово приобретает совершенно разные значения.

    Я не случайно свой предыдущий комментарий начала со своего опыта, как ученика, потому что вот факт — проблемы с моим здоровьем после школы, где авторитарные или авторитетные учителя обо мне вроде как заботились. Может быть, дело в том, что я училась в лихие 90-е, а сейчас всё совсем по-другому, но аналогичные истории я то и дело узнаю и от тех, кто в России школу закончил лишь недавно, и тех, кто учился в советское время.
    В детском саду авторитарная нянечка била меня за то, что я не могу уснуть днем, в школе авторитарный учитель, оказывается, до сих пор может не отпустить ученика лишний раз в туалет с урока. Я, кстати, была стеснительным ребенком, а еще очень боялась опоздать на урок, боялась, что будут ругать, и поэтому терпела без еды и туалета ежедневно с 8 и до 13 часов на протяжении 10 лет, что привело к определенным проблемам во взрослом возрасте. Никто из учителей этого не замечал, родители тоже не знали. Если бы мне можно было с урока молча выходить, когда мне это нужно, как в финской школе, я бы ни за что не стала этим правом злоупотреблять, и мне было бы легче … всего лишь жить.
    В своем комментарии я хотела донести мысль о том, что да, финская система образования оказалась вовсе не такой замечательной, как о ней говорили, но и российская система, основанная на безусловном авторитете учителя, имеет свои недостатки. Возможно, это сугубо российская «загогулина», но если система дает для существования таких «загогулин» возможность, то она явно не оптимальна, или подходит не для всех.
    Я, кстати, преподавая в вузе, работала в рамках авторитарной системы и старалась свой авторитет использовать во благо студентов, но наблюдала и другие формы использования авторитета у коллег. В конце концов я стала замечать в себе что-то не очень хорошее, у меня стали появляться мысли о студентах в духе: «Да как это они смеют, я же преподаватель!» Нет, я не была преподом-неудачником, или как сейчас говорят «лузером», я не была плохим человеком, жаждущим самоутверждения любой ценой, но эти мысли, как искушение, очень вкрадчиво, почти незаметно стали все чаще ко мне приходить. Меня это насторожило. Я стала спрашивать у себя: «Оля, а на кого ты работаешь в глобальном смысле? На какие силы?» Когда удалось докопаться до ответа в своей душе, я уволилась. Не сочтите за паранойю :).
    Возможно, это только я не такой уж хороший человек, как сама о себе думаю, возможно это только меня авторитет (уважение студентов, их интерес к моему предмету, стремление работать со мной и пр.) начал развращать, я оказалась слаба. Хотя за четыре года моей работы еще двое коллег уволились без видимых причин, возможно ими двигало что-то похожее — я не могу этого знать.

    Очень интересно было бы узнать, а как устроено образование в Германии. Как классическая или авторитарная (в хорошем смысле этого слова) система воспитания работает там.

    • Ольга, я нисколько не пыталась Вас уличить. Просто я (с удивлением для самой себя) обнаружила, что в разных культурах одно и то же слово понимается по-разному… или кому-то выгодно, чтобы «авторитарный» понимали как тираничный, диктаторский )))

      Что касается авторитарной системы обучения в Европе, то я кое-что отметила в комментарии для Натальи, а именно, что скандинавская система в Европе (в частности, в Германии) не прижилась благодаря тому, что у нас очень мало частных школ, а те, что частные, находятся под полным контролем государства. Там не устроишь «самодеятельности», чтобы понравиться ученикам и платящим за обучение родителям.

      А если по Вашему комменту, то первое, что мне бросилось в глаза, это нянечка, которая била за то, что не спалось днем в тихий час, и учитель, который не отпускает ученика с урока в туалет.
      Про нянечку пришлось обратиться к Евгению (автор Eugène Евгений, с которым я лично знакома и который напрямую связан не только с практической стороной европейской и нашей отечественной систем образования, но и с теорией — он в системе образования уже 30 лет: 10 лет в России и 20 в Германии). Так я узнала следующее: по «европейским правилам в системе образования» учитель не имеет права вмешиваться в ту часть, которая называется «воспитательный процесс». Одно дело — давать определенные навыки, знания, умение. Но воспитывать: когда надо спать, с кем «водиться», а кого обходить стороной — это прерогатива родителей. Также и наказывать могут только папа с мамой. Ну, бабушка на крайний случай 🙂 Мои знания в этой области ограничивались тем, что детям в присутствии родителей воспрещено делать какие-либо замечания.

      Далее — про туалет. Вообще, в самóй европейской культуре заложено: «туалет — это святое». Мы даже иногда шутим: если надо, чтобы городской автобус или другой вид общественного транспорта остановился там, где ты хочешь, надо сказать водителю, что тебе «приспичило». В самом деле, среди немцев это срабатывает.
      Разумеется, и в детском саду, и в школе, и в институте «мне надо в туалет» воспринимается как должное и действительно необходимое. Причина в том, что насильственное сдерживание может привести к серьезным последствиям — и об этом, кстати, рассказывают детям и подросткам.

      Вы пишете, что в российских реалиях решающую роль играет личность учителя: то, как он своим авторитетом будет пользоваться, и это своего рода лотерея — как повезет с учителем.
      В наших реалиях учитель имеет очень высокую профессиональную подготовку. Плюс немаловажную роль играют особенности культуры страны. Я полностью согласна с Евгением, что учительница, швыряющая в ученика ведро, в Германии — абсолютно невозможный и неприемлемый факт. Даже если он тебя оскорбил, даже если первым начал кидаться — в ответ может быть лишь продуманное действие, соответствующее званию педагога.
      Хотя, бывают исключения из правил. Мой сын, при маме — преподавателе французского, попал в школе к такой «француженке», которая отбила у него любовь к этому языку. К сожалению, мы это поздно заметили. Но в целом здесь учителя очень подготовлены. А понятие «авторитет» дети усваивают с младенчества. В этом плане мне очень нравится мама из Юриного рассказа «Сабина: Мой ребенок — не моя собственность !» (https://yuribalabanov.wordpress.com/2015/05/26/my-child-is-not-my-property/) Если не читали, гляньте: очень познавательно, тем более, что по образованию Сабина — соц. педагог.

      О «российских загогулинах» я знаю. Игровой метод сейчас является в России одной из загогулин. Потому и целевая аудитория Юри — те, кто находится под впечатлением от обширной рекламной кампании по популяризации культуры скандинавских стран и пользуются при этом либо устаревшими источниками, либо агитками проплаченных агитаторов.
      Вторая загогулина — неспособность самих российских учителей трудиться и получать образование. Здесь же нам внушают: человек учится до старости. У меня же на Родине я часто сталкивалась с таким: «Как вы смеете меня учить? Я учитель по профессии» ))) А здесь — постоянные проверки и курсы по повышению квалификации.

      И еще, Ольга, мне запало в душу Ваше замечание о том, что педагоги, работая в учебных заведениях, также подвергаются определенным изменениям личности. У меня тоже нечто подобное ))) Властность, резкость в суждениях… Но, думаю, это необходимые качества, присущие не только учителям, но и врачам, политикам и военным. Никто не пойдет за политическим деятелем или за генералом, который колеблется, спрашивает совета, как быть, поддается панике… и никто не будет лечиться у хирурга, который ударяется в слёзы жалости к пациенту.
      И это лишь доказывает, насколько обдуманными должны быть решения и действия тех, кто в ответе за отдельные судьбы, а также за судьбы целых народов )))))

      Спасибо за то, что позволили высказаться,

      Лена.

  11. Добрый день, дорогие друзья!!!
    Хочу отметить для статистики, что на страницу Юри я попала именно через ВК. То, что человек черпает из интернета и из соцсетей, зависит от самого человека.
    То же самое относится и к любой «системе», в том числе и образовательной.
    Любая система заинтересована в решении какой-то задачи глобально, она не учитывает интересы личности. И если личность не может обойтись без системы (что было бы лучшим вариантом), например, все должны учиться в школе, то надо идти с системой на сделку. Для этого надо точно знать, что ты хочешь — например, какое получить образование, с чем выйти из школы. У любой системы есть правила, описанные в документах и положениях, которые всегда написаны очень красиво. И говоря их же языком (а не измышлениями конкретных представителей системы), от системы можно добиться исполнения своих целей. Если ученик соблюдает дисциплину, осваивает науки и относится с уважением к педагогам (какими бы они ни были), он сможет получить максимум от системы.
    Это должны ребенку объяснить родители. Уважение к которым должно быть столь же незыблемым, как и к учителям. Раньше к родителям обращались на «вы», соблюдали определенную дистанцию, которая якобы сохраняла авторитет родителей и уважение к ним. Сейчас у детей с родителями складываются более дружеские, доверительные отношения, основанные на любви. Что может привести к некоему панибратству.
    Я лично оговаривала с ребенком, что авторитет родителей должен быть незыблем, иначе никто не будет считаться с нами, если придется решать его же проблемы. То же самое я объясняла и про учителей. Действительно, учителя бывают разные, некоторые ведут себя так, что их трудно уважать. Но мы обсуждали дома, почему этот учитель хорош и почему надо его не только уважать, но и постараться поднять его авторитет в школе. Был случай, когда мы даже сняли учительницу с классного руководства. А система такого практически не допускает! Но потом выяснилось, что свой предмет учитель знает неплохо, и на этом выстроили легенду, почему ее надо уважать. В действительности, когда наши дети уходят ежедневно в школу, ответственность за них берут учителя. И именно за это ежедневное участие и внимание, низкий поклон. Причем здесь может сыграть важную роль не очень профессиональный и совершенно не симпатичный учитель:)

    Качество образования::)))) Конечно, одна и та же система образования сильно отличается в зависимости от вашей школы. Ни для кого не секрет, что качество образования лучше в столицах, крупных городах. В каждом городе тоже есть рейтинг школ. Чем лучше вы выберете школу, тем лучше в ней будет качество учителей, с которыми вам надо будет выстроить личные отношения и дать ребенку лучшее, что вы можете взять от системы. Для этого надо ребенка соответственно воспитывать и обучать. В таких важных вопросах, как образование, всё 50 на 50. Надо показывать уважение и заинтересованность в системе, тогда она даст вам то, что может. Превратить любую систему в собственную игру.
    О способности и неспособности детей — это вообще бред! Я своему ребенку сразу сказала, что учебники — это легкие книжки, написанные для детей соответствующего возраста, которые можно освоить вообще без учителей. И тем более без родителей. Никогда не надо родителям делать уроки с детьми и тем более за детей. Это просто утопия, когда взрослые дяди и тёти решают учебники для детей. Видимо, им больше нечем перед своими детьми похвастать:) Школьная программа написана для среднего уровня и на 4 и 5 по всем предметам ее может освоить каждый ребенок. Такой подход учит ребенка уметь учиться, не смотря на несовершенную систему и учителей.
    После этого он поступает в вуз сам и бесплатно — это дает опять же ощущение, что он всё может сам. Исключением могут быть такие случаи: в нашем классе в школе Владивостока девочка закончила школу с золотой медалью, и родители оплатили ее дальнейшее обучение в МГУ, куда бесплатно она бы не поступила. Но она показала свою высокую успеваемость и способность обучаться! Оплачивать обучение в вузах слабых, не способных обучаться учеников, тоже считаю ненужным, но это цепочка действий тех родителей, которые показывают своим детям, что они без них — ничто. Обучение в вузе — это и есть главная школа самостоятельного обучения. Когда студент еще больше обретает самостоятельность в организации обучающего процесса. Ведь люди — с образованием и без — отличаются не объемом знаний, а именно умением обучаться, организовать себя, принятием решений.
    Это всё о простых людях…
    Конечно, система образования должна давать миру и выдающихся людей. Советская система здесь преуспела лучше! Но, глядя на исковерканные судьбы многих талантливых людей, попавших из системы образования в еще более пагубные государственные системы, невольно содрогаюсь. Может господь бог специально снижает уровень образования, чтобы люди могли быть более счастливыми? могли избежать всевозможных систем и жить своей жизнью в любви и радости…

    С любовью, Юлия

  12. P.S. Вчера в книжном магазине попала в руки книга английского журналиста Майкла Бута о жизни в скандинавских странах, где оказалась глава о финской школе. У нас издана в 2018 году, а написана в 2014году, т.е. когда рейтинг финской школы, вероятно, еще не снизился. Журналист пытался понять, в чем секрет успехов финского образования, беседуя со своим коллегой и профессором одного из университетов. Не буду пересказывать всю статью, отмечу несколько показавшихся мне интересными выводов, хотя один из них противоречит информации Юрия о квалификации педагогов (возможно, автор не сравнивал различные поколения педагогов). Одной из причин успеха финской школы автор называет высокий уровень образования педагогов, которые обязательно должны иметь магистерскую степень и при этом постоянно повышать свою квалификацию. Причем конкурс на эти курсы составляет более 10 человек на место!
    Кроме этого, весьма положительным фактором является то, что разница между школами, будь они в столице или в провинции, очень незначительна, программа практически одинакова. Ставка делается не на самых способных, а на подтягивание всех до среднего уровня. Если ученикам сложно, то учитель индивидуально занимается с отстающими (это примерно треть учащихся). Немного напоминает мне нашу бывшую советскую систему, где уровень учителей был достаточно высок, и программа так же была примерно одинакова во всей огромной стране. А не выучивших уроки регулярно оставляли «после уроков», привлекая в помощь учителю более ответственных учеников. Наверное, многих это раздражало, но зато было меньше неусвоенных тем, и это позволяло двигаться дальше без особых проблем. Сейчас это совсем не практикуется – не выучил тему, не понимаешь, что дальше – твои проблемы.
    Мне лично думается, что ставку все-таки надо делать на способных и на тех, кто хочет учиться и чего-то достигать, именно такие люди являются двигателем прогресса и оставляют след в истории и культуре. Но для государства, а может и для счастливой жизни большинства, лучше иметь крепких середнячков. Во всяком случае, по удовлетворенности жизнью и уровню счастья скандинавские страны в первых рядах, если верить этому же автору.

  13. Скажите, ну почему в обсуждении никто не задал простой вопрос, который мог положить конец спору: «Так что, детям вообще запрещено играть, находясь в школе?» Ведь тут же многие наши противоречия исчезли бы!
    Я давно приготовил ответ и вот, отвечаю, не дождавшись вопроса:

    Дети могут сколько угодно играть: бегать, прыгать, валяться на пресловутых пуфиках, кричать и даже драться! Но не на уроках, а во время паузы: на так называемой перемене.
    В России сейчас появились школы с авторитарным образованием, где детям прививают любовь к давно забытым играм. Может, кто-то из вас помнит? — классики, прыжки через резинку, городки.
    А в школах Германии вообще существует правило: никаких смартфонов в школе, а на перемене дети обязаны двигаться. И такая игра как «городки» здесь очень приветствуется. Да-да, в Германии в нее тоже играют. В городки сражаются не только школьники, но и студенты и даже их преподы )))
    Но 5 раз по 45 минут в день серьезной работы — это непреложный закон. Только так можно воспитать усидчивость, трудолюбие и понимание, что работа — это не «хи-хи-ха-ха, а вполне серьезное, ответственное дело.

    Сотрудники конструкторского бюро фирмы Mercedes во Франкфурте на Майне в одном из интервью признаются, что в работе им очень помогает умение, воспитанное в школе: способность быстро переходить от активного физического отдыха к интенсивной умственной работе.
    И «ненужные» предметы, о которых говорили в обсуждении, просто необходимы для изучения в школе! Неужели вы думаете, что педагоги, разрабатывающие учебную стратегию, такие изуверы, что умышленно нагружают детей ненужными знаниями или так глупы, что не понимают, что не всем дается математика? Вовсе нет. Они просто осведомлены, что твердость духа и сильный характер во все века вырабатывались лишь в процессе борьбы с тем, что тебе не по силам. «Ненужная» математика нужна формирующейся личности именно для того, чтобы во взрослой жизни научиться преодолевать трудности. Если мы будем освобождать детей от «непосильного и ненужного», мы вырастим мягкотелых, слабохарактерных потребителей, о которых говорила в своем комменте Лена.

    Древнеримский мыслитель Луций Анней Сенека так охарактеризовал процесс настоящей учебы, без игр и псевдо-терпимости: «Per aspera ad astra», что значит «через тернии к звездам». Не верите Сенеке, вот вам русская классика из уст Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении — легко в походе! Легко в учении — тяжело в походе!».

    С уважением, Юри.

    • Я из тех безответственных мамаш, которые находятся в позиции наблюдателя. Сменив страну и систему образования, я вижу, что идеальной нет и быть не может. Поэтому я и не задавала дальнейших вопросов.
      Единственно, что меня пугает, это нервный ажиотаж вокруг ЕГЭ, зацикленность на оценки в родителях и детях.
      Я пока не в теме совсем, но по мне это какой-то государственный хлыст. Всех детей разогнать по стойлам — универам, а иначе что? Зачем это? Всеми правдами и не правдами запихнуть детей после школы опять за парту или в армию.
      Я, как бывшая отличница, вам заявляю, хотя я мама 4-х детей, танцую и преподаю танцы, я по сих пор, где-то на задворках совести, мучаюсь, что не хожу на работу от звонка до звонка, и веду тунеядский образ жизни, как стрекоза из басни.
      Поэтому- да, я поддерживаю в детях желание жить в собственном ритме. Особенно в девочках.

    • Вообще-то интересно, что было дальше с Симпсоном!
      А на дворе каникулы: дети и учителя резвятся на полную катушку!
      Я лично просто поделилась своими находками на пути обучения своего ребенка (вдруг кому-то пригодятся). Ведь как воспитывать детей — не учат в школе:) Приходится изобретать велосипед по ходу езды на нём. Очень многое я почерпнула из личного опыта окружающих меня людей.
      Почему одни люди трудолюбивые, а другие нет? Почему у одних есть потребность постоянно развиваться, постигать что-то новое? А другие прекрасно живут с имеющимся набором навыков? Образование лишь один из факторов, влияющих на это.
      Юри, ведь мы все уже знаем, что занимаясь тяжело своим здоровьем и красотой, ничего не получится. Почему должно получиться в других сферах?

      • Юля, а можно уточнить пару моментов?.. Когда ты говоришь о занятиях «тяжело своим здоровьем», ты имеешь в виду адские муки или нормальный человеческий труд, с которым люди подходят к любому делу? И еще: «как воспитывать детей, не учат в школе» — это сожаление о том, что так заведено, или констатация факта?

        Кстати, твой намек на «симпсон-эйфоимю» я просёк ))) Да, я говорил, что в состояние эйфории помогает в спорте и вообще в работе над собой. Но тогда мы рассуждали о взрослых людях, а не о детях. Работа над собой подразумевалась как часть воспитанного с детства навыка и о ней так много не говорилось.

        Хотя, в статье о присвоении государственной собственности есть рассказ именно о работе над собой, причем, очень кропотливой и вдумчивой. Работе, где нет места никакой эйфории:

        wiese2_0002Что касается Поляны как природного фитнес-центра, то первым делом я решил проанализировать свое «без пяти минут падение», после которого чуть не остался без пальцев. Произошедшее в тот день было разложено мною на отдельные фазы:
        – Я полез наверх, и на меня смотрели, и я никак не мог сконцентрироваться.
        – В левой руке у меня было ведро с водой, что означало: плюс 15 кг лишнего веса и лишь одна свободная рука.
        – Я оттолкнулся левой ногой, забросив правую ногу на перекладину, и когда выпрямлял колено, у меня хрустнул мениск. Я испугался и запаниковал, забыв про подъем с тяжелым грузом, и думал лишь о том, что мне несколько месяцев придется ходить с палочкой.
        – Я успел ухватиться за верхние перила, но пальцы стали разжиматься, не выдержав веса тела.
        – Вдобавок веса тела не выдержали ступни, опирающиеся на тонкую металлическую перекладину. Я потерял равновесие и оступился, на этот раз ярко представляя себя в шейном бандаже. После того, как я выявил свои слабые места, моей задачей было привести тело в форму, испытать его на прочность, а также понять, откуда появляется мой главный враг – неумение сконцентрироваться и, как следствие, паника.
        Упражнение для тренировки ступней и баланса возникло случайно, когда во время отлива, прыгая по булыжникам, которыми усыпан берег, я попытался добраться до воды в протоке Эльбы. Вся суть этого упражнения сводилась к тому, чтобы бежать по шатким и скользким булыжникам не поперек, а вдоль берега.

        wiese2_0003_1

        Но неужели кто-то думает, что бег по скользким и острым камням начался с эйфории и чувства вседозволенности?!! В начале той статьи я даже предупреждал, что выполнять эти упражнения без должной подготовки строго запрещено. Такому бегу предшествовали месяцы серьезной тренировки. Это и были те «уроки», которые позволили мне позже включить свободу и эйфорию.

        Юля, я уважаю твоё мнение и мне очень нужны твои ответы. Пожалуйста, найди время и напиши. Это не для того, чтобы «загнать тебя в угол», а чтобы мы могли прояснить некоторые моменты, касающиеся образования в любом возрасте. Ты же не будешь спорить, что мы формируем себя постоянно, а не только будучи детьми?..

        Обнимаю, Юри.

Your comment / Ваш комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s