ЗВЕРЬ ПО КЛИЧКЕ «ТЁТЯ ПОЛЯ» или МОЖНО ЛИ УБЕЖАТЬ ОТ СЕБЯ?..

Юри Балабанов, Зверь по кличке Тётя Поля или Можно ли убежать от себя

Я думаю, все здравомыслящие люди понимают, что никто не наблюдает за нами сверху и не указывает нам наше предназначение. Мы сами вершим свою судьбу: нашими делами, представлением о самих себе и об окружающем нас мире, умением вслушиваться в своё естество.

В сегодняшнем выпуске я хочу рассказать вам историю одного человека. Точнее, это будет не одна, а две истории. Начнутся они совершенно одинаково. А затем станут развиваться в зависимости от того, каким этот человек увидит себя и какие решения примет. Скажем так, это будут две судьбы, словно ветви дерева, растущие либо вниз, в тьму и безысходность, либо вверх, к солнцу и свету.
Прочтите эти две истории, а потом скажите, в какой из них вы узнали себя…

ИТАК…
Жил-был мальчик. Ему исполнилось четыре года, когда родители взяли его с собой — на оздоровительный курорт. Славился этот курорт своей минеральной водой и целебными грязями. Не секрет, что грязи, напитанные разными элементами, помогают оздоровить организм. И вот, чтобы сын никогда не болел, родители привели его в лечебный кабинет и отдали в руки умелице наложения лечебных грязей, по имени Тётя Поля.
Тётя Поля трудилась усердно: накладывала черную, скользкую грязь на грудь мальчику — крестиком и кружочками; располагала на ногах и на руках, даже укладывала сочные тёплые плюшки ему на лоб, и — на лобок.

Когда мальчик вернулся с волшебного курорта в холодную Москву, он всё вспоминал нежные руки тёти Поли и то, как приятно было ощущать на теле теплую, скользкую податливую грязь: как она пахла; как при лёгком движении растекалась по коже и соскальзывала со смачным «хлюп!».
Он был так очарован этим волшебным действом и женщиной, которая это действо вершила, что когда его спрашивали, кем он хочет стать, вместо того, чтобы бойко отвечать, что хочет быть космонавтом (а все мальчики в те годы мечтали быть космонавтами), он говорил: «Я хочу стать Тётей Полей».
Родители не переживали, слыша такое, а в ответ на упрёки воспитателей в детском саду, улыбались: «Не сердитесь! Пройдёт годик-два, и он забудет эти глупости».
Так и случилось. Прошли годы, и мальчик забыл — и про тётю Полю, и про лечение грязями.

…Дальше история переносится намного вперед, когда мальчик вырос и стал красивым двадцатилетним юношей. Однажды юноша гулял по летнему лесу и забрёл на проселочную дорогу. Сильными летними ливнями эту дорогу размыло, и в колее блестела черная, манящая чернота. Он присел на корточки перед черной жижей, опустил в нее палец… Грязь была тёплая, мягкая и скользкая. И в тот момент, когда он ощутил тепло этой грязи и скольжение в ней пальца, чувственная волна прокатилась по его телу, кровь ударила в голову, а сердце застучало сильнее, и — с перебоями.

Скажем так, что юноша очень сильно испугался. А вернувшись домой, бросился к умной книге и открыл её на странице, где рассказывалось о подсознательном желании измазаться в грязи. Горько было читать умную статью, ибо оказалось, что желание вымазаться в грязи, а потом отмыться, испытывают люди, душа которых осквернена грязными мыслями.
В панике побежал юноша к психиатру. Психиатр подтвердил, что речь идет о тяжелой болезни, которая очень скоро может перерасти в копрофагию: стремление вымазаться в каловых массах, а затем и засунуть их в рот!
— Никогда, ни под каким видом не рассказывайте своим знакомым о вашей страшной, пакостной болезни, — напутствовал юношу психиатр. — В противном случае, все от вас отвернутся, и будете вы коротать оставшиеся дни один-одинёшенек.

От психиатра юноша возвращался в панике, которая отчасти утишалась тем, что ему назначили лечение: пять раз в день, стоя под душем, натираться ароматным мылом, принимать успокаивающее и никогда больше не ходить в лес. «На время лечения лучше вовсе забыть про пешие прогулки», — посоветовал врач.
Лечение продлилось год, и всё это время ни с кем юноша не общался: чтобы случайно не заподозрили в нём позорного грязефила. Из-за успокаивающих средств и от отсутствия движения больной растолстел и обрюзг. А ароматное мыло, которым он пять раз в день натирал кожу, превратило ее в высохший пергамент. Страшно было ему смотреть на себя в зеркало: из «правдивого стекла» выглядывал жирный белёсый мужик с лысиной на затылке: ароматное мыло по пять раз в день не пощадило и волосы на голове.

На второй год лечения несчастный понял, что силы его на исходе. Превозмогая одышку, направился он к бабке-знахарке, и та поила его горькими травами, от которых в желудке образовалась язва. С язвой в желудке отправился он к последнему прибежищу всех несчастных и больных: во Святую Церковь.
Священник, к которому он обратился за советом, взглянул на заплывшего жиром, покрытого коростой мужика, и изрёк:
— Всё это у тебя от грешных мыслей, сын мой. Только молитвы спасут твою несчастную душу. Молись денно и нощно, и не смотри на женщин: ибо они стали причиной твоей болезни. Бейся лбом в пол — низко, да усердно, и да избавит тебя Господь от твоей скверны!

По дороге из церкви несчастный заметил детей, пускающих в луже кораблики. Руки их были вымазаны в грязи, а смеялись те дети громко, нагло и пронзительно.
— Ах вы, маленькие паскуды! — закричал он. — Куда только смотрят ваши матери! Вымазались вы в грязи, и души ваши тоже полны скверны, от которой ни в жисть вам не отмыться!
Дети веселились, и не услышали его криков. Но — странное дело! Выплеснул он на них свою злобу и отчаяние, и полегчало ему: стало вдруг спокойнее на оскверненной грязью душе. Поэтому, на следующий день отправился он на улицу с большой охотой, нашел тех детей и поносил их на чём свет стоит. И на другой день сделал он то же самое, и на следующий.

Дожил он до сорока лет. Правда, в его сорок выглядел он страшно: отёкшие ноги не держали набранного веса, лысый череп сверкал над огромными черными очками, которыми закрывал он глаза от мерзких солнечных лучей; поношенная одежда клочьями свисала с раздутого живота.
Когда же выходил он во двор, соседи в один голос восклицали:
— Опять этот жуткий дед выполз! Теперь будет к прохожим приставать и наших детей пугать! Как такую жуть земля носит?!!
И спешно уводили они своих детей с улицы, прочь от глаз злого, неприветливого, неприятного человека.

А теперь нет, не другая история, а та же, но получившая совсем иное развитие…

Жил-был мальчик. Когда ему стукнуло четыре года, родители взяли его на курорт, и на курорте том добрая милая Тётя Поля накладывала на него черные, скользкие грязи. Когда мальчик вернулся с волшебного курорта в холодную Москву, он не хотел больше становиться космонавтом, и всё твердил, что хочет быть Тётей Полей.

Прошли годы, и мальчик забыл — и про тётю Полю, и про ее грязевое лечение.
Скоро он вырос и стал красивым двадцатилетним юношей. Однажды юноша гулял по летнему лесу и забрёл на проселочную дорогу. Сильными ливнями дорогу эту размыло, и в колее блестела черная грязь. Юноша присел на корточки перед этой черной жижей, опустил в нее палец… Грязь была теплая, мягкая и скользкая. И в тот момент, когда он ощутил тепло этой грязи и скольжение в ней пальца, какая-то чувственная волна прокатилась по его телу; кровь ударила в голову, а сердце застучало сильнее и — с перебоями.
Тогда юноша снял ботинки вместе с носками, и вот так, босой, пошел по этой скользкой и мягкой грязи. Сердце перестало давать сбои, а чувственная волна родила в душе желание бежать по летней проселочной дороге и… петь во весь голос.
Что он и сделал: побежал, держа в руках свои ботинки, и запел: весело и открыто.

Вернувшись домой, он бросился к роялю и наиграл мелодию, которая пришла ему в голову в том волшебном, сказочном лесу. Мелодия получилась такой красивой, что юноша записал ее на магнитофон и раздал запись людям. Много у него появилось друзей и знакомых. Даже незнакомые приходили к нему в дом — слушать эту песню.

А когда вдохновение себя исчерпало, отправился он со своей подругой в летний лес и показал ей ту колею, полную тёплой грязи.
— Вот, — сказал он со смехом, — источник моего вдохновения.
После чего он разулся и весело побежал вдоль по колее.
— Ух ты! — воскликнула его подруга и тоже сняла свою обувь: — Попробую и я пробежаться по этой грязи!
Так они бегали и смеялись.
А когда вымазанные грязью, босые и счастливые возвращались они домой, повстречались им у подъезда две старушки.
— Ах вы, паскуды! Куда только смотрит наш участковый! — закричала одна.
— Вымазались в грязи, и души ваши полны скверны, от которой ни в жисть вам не отмыться! — грозно пообещала вторая.
Но юноша и девушка лишь засмеялись в ответ, а вернувшись домой, помылись хорошенько и занялись сексом.

А через год родились у них здоровые, веселые дети.
И вот однажды играли эти дети во дворе, и грянул вдруг в неба сильный, щедрый летний ливень. Маленькие ямки тут же наполнились водой, обратившись в лужи. А пыль и песок, растворившись в воде, превратились в грязь. И дети, веселые и счастливые, бросились под звенящими струями в эти грязные лужи, и плескались в них, как розовые, довольные свинки.
Тут подоспели на детские крики старушки под зонтиками и возмутились:
— Уберите детей из грязи! Они заболеют и вырастут извращенцами!
Молодая мама спросила своего друга:
— Что будем делать?
— Ничего, — ответил тот. — Пусть себе играют!

Дома все отмылись, пообедали, и дети уснули — довольные и умиротворенные.
И когда они уснули, молодая мама посмотрела на любимых малышей, и сказала, обращаясь к своему другу:
— Спасибо тебе, что ты не стал на них кричать. И кто только научил тебя такому чистому, светлому восприятию жизни?!!
— Не знаю, — пожал плечами тот.
Вдруг лицо его вдруг озарилось, на губах высветилась счастливая улыбка, и он сказал, сам не ожидая от себя этих странных слов:
— Мне кажется, была в моей жизни одна женщина… Я думаю, это она подарила мне радость жизни и умение вслушиваться в своё естество.
— Кто она была такая? — поинтересовалась девушка.
— Не знаю, — пожал плечами юноша. — Только кажется мне, что звали ее… Тётя Поля!

Так установлено природой, что почти все детские переживания забываются нами в роковой момент: на пятом году жизни. Но переживания эти не умирают. Они живут глубоко в нашем подсознании; таятся там, как маленькие зверьки в тёмных норках. Этим зверькам, возможно, вовсе не надо было рождаться на свет, но они родились, и ничего тут не поделаешь.
Время от времени зверьки эти просыпаются и шевелятся, тревожа нашу душу, не давая нам покоя. Часто они передают нам странные желания, объяснить которые с точки зрения логики невозможно. Они требуют, чтобы мы прислушивались к их голосам: зовут нас туда, куда в социуме ходить не принято; требуют от нас того, над чем будут смеяться наши друзья и знакомые.
Человечество делится на два лагеря. Одни подкармливают своих зверьков, успокаивая их. За это зверьки показывают им интересные тропинки, открывают тайны бытия, воодушевляют и вдохновляют. Другая часть человечества отчаянно сопротивляется. Напуганные и сконфуженные, эти люди затыкают уши, не желая слышать таинственный зов. Они протягивают руки глубоко в подсознание и хватают спрятавшихся там зверьков за горло. Они думают, что смогут задушить их.
Во всей этой драме мы не знаем самого главного: в стране «Подсознание» наши руки теряют силу. Тот, кто стремится задушить своего подсознательного зверька, лишь приводит его в бешенство. И тогда зверек превращается в хищного зверя. Он вырывается наружу и разрывает своего хозяина на части.
«Тётя Поля» — это та странность из детства, которая способна либо измотать, довести до безумия и убить, либо подарить свободу и естество. Всё зависит от того, чем полна душа: страхом перед непонятным, или стремлением познать непонятное, приручить его и… заставить служить себе во благо.

Юри Балабанов, Зверь по кличке Тётя Поля или Можно ли убежать от себя

Посвящаю эту историю Хью Дэнси, с благодарностью за поданную идею
To Hugh Dancy. Thanks for the idea, bro
В публикации использован кадр из мультфильма «Приключения Тима и его друзей»
© Yuri Balabanov 2019

ЗВЕРЬ ПО КЛИЧКЕ «ТЁТЯ ПОЛЯ» или МОЖНО ЛИ УБЕЖАТЬ ОТ СЕБЯ?..: 20 комментариев

  1. Дорогой Юри!
    Спасибо за доставленное удовольствие от общения — ведь блог Зона комфорта воспринимается как место общения, а не просто чтения статей!
    Юри, в статье описывается как что-то якобы негативное (грязь) вызывает позитивные чувства и ощущения. Что надо внимательно отнестись к тому, что из подсознания даёт такой позитивный момент! Но ведь «зверёк» может вызывать и другие чувства и ощущения: страх, злость, беспокойство. Как быть тогда?
    С любовью, Юлия Юань

    • В ответ автору Юань и всем, прочитавшим эту статью

      ИГРЫ С ЦЕПЯМИ И ПЛЁТКАМИ? — почему бы и нет !

      В первую очередь, огромнойе спасибо Юле Юань за вопрос и за очень важные уточнения, без которых многие, возможно, запутались бы в моем рассказе! Ремарка — на фотке — не Юля, а просто красивая женщина с плёткой 🙂

      Теперь ответ на вопрос Юли. Дорогие друзья, в этой истории зашифрован исключительно феномен «либидо детского периода» и процесс его высвобождения. То есть, сегодня мы говорим только о переживаниях раннего детства, связанных с трепетом, волнением, а также с прямыми эротическими ощущениями.
      Если некто в возрасте 4 лет гулял по двору, и ему навстречу выскочила злая собака, которая его смертельно напугала — это совсем другой случай. Более того, эта проблема уже не в нашей компетенции, т.е., не в моей и не в компетенции напуганного. Этот вопрос нельзя (запрещено!) решать в блогах или самостоятельно, дома. С такими проблемами необходимо обращаться прямиком к психоаналитику. И психоаналитик — не «позор», как иногда считают, а нормальная профилактика нашего здоровья. Консультация у психоаналитика — такое же нормальное явление, как лечение зубов или правка позвоночника у врача-хиропрактора (откроется только в блоге, в новом окне).
      А вот высвобождение (освобождение) либидо — это, скорее, личное, интимное дело каждого сознательного человека. Психоаналитик, конечно, может помочь вспомнить те волнующие переживания, но мы в силах заняться этим сами. Более того — не знаю, удалось мне это показать в рассказе или нет, но высвобождение из подсознания своих скрытых эротических переживаний очень увлекательный процесс, придающий нашей жизни вкус и остроту восприятия.

      И еще очень-очень важное… Грязь в нашем рассказе ни в коем случае не должна ассоциироваться с понятием «мерзость, грязное». Здесь «грязь» — это то, что было для мальчика изначально: лечебная грязь, скользкая, тёплая, приятная на ощупь и имеющая специфический запах серы.
      В моем рассказе в качестве примера могла быть и не тётя Поля с лечебными процедурами, а что-то другое… к примеру, мамин шлепок по попе. Не секрет, что многие мальчики в момент такого «воспитания» получают эрекцию и сексуальное удовлетворение, которое впоследствии модифицируется либо «в бордель с цепями и плётками», либо приводит к приятному анальному сексу. (Тот же вопрос, как мы отнеслись к «зверьку»).

      Кстати, западные психоаналитики считают, что «бордель с цепями и плётками» — это вовсе не позор и разврат, как утверждают бабушки на скамейке и темные люди, а нормальный пример высвобождения своего либидо. Мужики, которые просят женщину по вызову нарядиться в «мамочку» и хорошенько их отшлёпать, большие молодцы: они нашли способ удовлетворить того самого зверька, не загоняя его в угол и не раздражая.
      Потому что если начать загонять те воспоминания в глубь подсознания, то невинные детские ощущения могут перерасти в садизм или садомазохизм. Именно угнетение своего либидо рождает сексуальных преступников и извращенцев. О чём, собственно, этот рассказ, изложенный в более мягкой, невинной форме. Но если покопаться в литературе, можно найти множество более жёстких примеров, где насилие и жестокость к окружающим вытекала из невысвобожденных детских эротических переживаний.
      В наше время эта тема очень актуальна. Увы, ее замалчивают или объясняют садизм и жестокость просто «психическим нездоровьем».

      И последнее замечание на сегодня. Дорогие друзья, к сожалению в наше время на многих ресурсах существует специальная кнопочка под названием «пожаловаться на этот материал». Кнопочка эта была, очевидно, задумана в ажиотаже погони за демократией и за соблюдением политкорректности. В итоге очень многие ресурсы закрывает Rosscomnadsoros или банят провайдеры.
      Я получаю сообщения, что в разных местах нашей бывшей необъятной Родины блог Зона Комфорта не открывается. Люди думают, что их банят админы Зоны Комфорта. Если с вами такое случается, пишите мне, я дам вам специальную ссылку. И ещё — мы никого не баним, даже самых экстремальных читателей!

      С уважением, Юри Балабанов. yuribalaban@yandex.ru

      • Самое ужасное то, что : Мы сами вершим свою судьбу(с)

        Во всей этой драме мы не знаем самого главного: в стране «Подсознание» наши руки теряют силу. Тот, кто стремится задушить своего подсознательного зверька, лишь приводит его в бешенство. И тогда зверек превращается в хищного зверя. Он вырывается наружу и разрывает своего хозяина на части.(с)

        Как точно. Как немыслимо. Как филигранно. А как с этим, Юр, жить? (сколько там осталось?)

        Юр.

        Счастье моё, я клянусь, что я буду добрее, я буду нежнее,
        Когда ты меня отогреешь, если сумеешь, если успеешь.(с)

        Я, надеюсь… Надеялась — нежнее. Не успеваю.

        Боооже. Как я люблю тебя, Юркин.

        Люблю. Твой Голос. И Тебя.

        С твоими размышли…. — размышленьями.
        Ты запомни, пожалуйста, о том, как я тебя- далеко-далече — люблю.

        (можешь удалить мои признанья. я не обижусь)

        • Алиныч, я тебе запрещаю ударяться в печаль, потому что тоже очень тебя люблю.

          Хотя, твоя печаль такая прекрасная и поэтичная! И ты как всегда прекрасна в своей открытости и печали, которая украшает твой блог, делая его неповторимым, единственным на Земле. Я много видел литературных ресурсов, но такого нежного, открытого и просторного, как твой, в мире нет, знаю точно.

          Но всё же… ты не забыла, что обещала прочесть мою новую книгу?
          Я её ещё не выпустил, но все, с кем у меня взаимная любовь, её уже прочли.
          Так что только свистни, и книга — у тебя.

          Обнимаю, и ответ «книгу читать не хочу» не принимаю, потому что твоё мнение, твоё вѝдение мира очень ценю. То, что ты скажешь, может в значительной степени повлиять на то, какой выйдет книга.

          Всегда твой, Юрсей.

  2. Юри, большая тебе благодарность за твои заметки. Наверное, во многом благодаря тебе я полюбил гулять по лесу. Для меня очень ценно, что твой образ мыслей отличается от того, как рассуждают другие взрослые дяденьки. Каждая твоя статья как глоток свежей воды. Продолжай писать и дальше!

    • В ответ автору Денис

      Согласен. Я тоже стал обращать больше внимания на природу — не только с точки зрения эстетики, а с позиции «природа как совершенный тренажерный зал». Если у вас поблизости есть парк или лучше лес, то там найдете любой «тренажер», даже то, чего нет в тренажерном зале!
      Раньше основной одеждой было что-то официальное, по работе: пиджак, галстук, а теперь купил даже цветные кроссовки. Набираюсь позитива и оттягиваюсь, когда из серьезного (но молодого) человека превращаюсь в веселого и беззаботного парня 🙂

  3. Боже мой! Если бы мне всё это сказали в детстве! Скольких внутренних проблем можно было бы избежать!

    Сейчас я живу (работаю) на Западе и здесь много говорят о либидо и о необходимости вытаскивать из себя те переживания, что забыты были в 4-летнем возрасте, но всё равно, присоединяюсь к комментарию Дениса: Юри объясняет это очень тактично и, как сказал Василий Стеценко, без противных медицинских терминов, от которых невольно чувствуешь себя неуютно.

    Что до «грязи», то здесь нам, кстати, тоже говорят: всё скользкое, мягкое, что размазывается по телу и скользит, пришло к нам из того самого «латентного» периода. Мазь для массажа (особенно если она приятно пахнет), крем на лице и в других местах — всё это важный момент, источник которого просто необходимо осознавать.

    Спасибо за статью, непременно подключусь к дальнейшему обсуждению,

    Всем привет!

  4. Юри, мысль понятна, но есть нюансы.
    Зверьки бывают разные: черные, белые, красные. Как Вам нижеприведенный? Это отрывок из книги «Шатуны» Юрия Мамлеева. Я просто взял отрывок для иллюстрации мысли. Хотите поиграть со зверьками? Часто, купленный на Собачьем рынке безобидный детеныш неизвестного зверька, вырастает в хищное существо, диктующее вам свои нормы. Готовы ли встретится с чудовищем?

    …Между тем Федора опять мертво и по-старому тянуло убивать. Покачиваясь в вагоне электрички, он мысленно выбирал подходящие жертвы. Не то что он совсем уже ошалел и рассчитывал убивать где попало, но он просто совершал своего рода психологические упражнения: кого бы он убил с удовольствием, а кого — без.
    Мертвых и отвратительных, бездарных существ ему не хотелось трогать; его больше тянуло на одухотворенные, ангельские личики; или необычные: извращенно-испуганные. Одну склизкую, жирно-молоденькую дамочку, вздрагивающую от страха перед бешенным движением поезда, ему особенно захотелось задушить прямо здесь, за горло, в этом темном углу, в котором она думала схорониться; прикончить и потом заглянуть всем ликом своим в ее мертвые, стекленеющие глаза, в которых, может быть, отразится весь внутренний ход ее жизни, теперь исчезающий в вечность.
    Затем, на станции — в столовой — у Федора возникло адское желание живьем содрать кожу со смачно жующей, перенаполненной женщины, сидящей к нему спиной. Содрать и посмотреть, как она будет есть, обнаженная-мясная, без кожи. Его даже чуть напугало это желание, не имеющее прямого отношения к его идее-убийству. Федор встал и вышел на площадь, в пространство. Немного побродил, быстро войдя в свое обычное состояние.

    • В ответ автору Makar и всем посетителям блога Зона Комфорта, которыми я искренне восхищаюсь. Огромное спасибо за ваши комментарии и потрясающие, глубокие мысли!

      Макар,
      давайте нарисуем сценарный вариант — что случилось с Фёдором до того, как он стал охотиться за людьми в вагоне электрички.

      …Когда Фёдор был маленьким мальчиком, едва переступившим порог четырехлетия, он любил играть на заднем дворе. Дети всегда ищут такие места, где можно было бы втайне от взрослых заняться исследованием окружающего мира. Эти тайные местечки в психологии называются «place to hide», и они обязательно должны существовать — как в детском, так и во взрослом возрасте.
      Забравшись в своё «укромное местечко» Фёдор поймал мышку. Разумеется, встреча с прежде незнакомым существом подогрела его любопытство: «Почему она такая маленькая и такая при этом юркая? Почему она тёплая, как люди, но при этом покрыта мягким мехом, как мой плюшевый медвежонок?»
      Исследования привели к тому, что мальчик взял гвоздь и расковырял мышке живот, чтобы докопаться до ответов на свои вопросы. Он не занимался убийством мышки: он расковырял ее точно так же, как многие дети ковыряют своих плюшевых мишек и слоников, отрывая им лапы. И ничего в этом не было плохого: мы все занимаемся садизмом в детстве, но лишь единицы помнят об этом, ибо после 4-х лет в организме включается специальный механизм (о нём здесь уже говорилось), который заставляет нас забыть о своих жестоких экспериментах по исследованию окружающего мира.

      И всё произошло бы именно так — через какое-то время Фёдор забыл бы про мышку, истекающую кровью, и про распоротый мягкий животик, если бы не случилось фатальное… В момент, когда мальчик проводил свой эксперимент, появилась няня… или мама, или просто кто-то из взрослых. Судя по последующим переживаниям Фёдора, это была женщина. При том, это была интеллигентная женщина, крайне эмоциональная, «живая», как потом отмечал сам Фёдор.
      И эта живая, проворная женщина, придя в ужас от увиденного, истерично завизжала:
      — Ты, поганец! Что ты делаешь, маленький садист?!! Ты мучаешь несчастное ангельское существо! Посмотри, ты же содрал с нее кожу! Невообразимо! Ты живьем содрал кожу с невинной мышки!!!
      Именно эта страшная картина внезапного появления истеричной женщины с ее криками и оценками его действий запечатлелась в сознании Фёдора, как печать.

      А затем произошло то роковое событие, приведшее к трагедии всей жизни. В возрасте четырёх лет мальчик забыл — и о мышке, и об истеричной женщине. Но в подсознании остался тот самый импульс: «крики, испуганное лицо, содранная кожа, кровь». И реакция на импульс: прекратить крики, убрать из сознания испуганное лицо, заткнуть орущего, заставить его замолчать: перестать его мучить. Это желание смешало воедино образ мышки и возникшего перед ним человека, что родило общее всепоглощающее чувство, которое Фёдор и испытывал, выходя «на охоту». Помните, в его переживаниях? — «Мертвых и отвратительных, бездарных существ ему не хотелось трогать. Его больше тянуло на одухотворенные, ангельские личики; или необычные: извращенно-испуганные». Что он с ними делал? — убивал. То бишь, лишал той внутренней активности, которая напугала, ранила его в детстве.

      Я благодарен Вам за цитату из книги Юрия Мамлеева, и хочу тоже привести одну выдержку — из книги Жана Кокто, где автор описывает аналогичные события, повлиявшие на всю его дальнейшую жизнь… Точнее, рассказывает о том, что сделало его гомосексуалистом. (шрифт выделен мной) :

      Я гулял с няней. Вдруг она, вскрикнув, потащила меня прочь, запрещая оглядываться. Был ослепительный зной. Двое цыганят разделись донага и карабкались на деревья. Картине, шокировавшей мою няньку, непослушание стало оправой и сохранило ее во всей незабываемости. Проживи я хоть сто лет, благодаря этому её крику и бегству я всегда могу увидеть, как наяву, повозку, женщину с младенцем на руках, пасущуюся белую лошадь и в ветвях деревьев — два бронзовых тела, в трех местах запятнанные черным.

      Вывод из всего этого такой. Очень часто неприятные или острые события и переживания, происходящие в нашей душе (не обязательно в душе маленького ребенка) могли бы пройти гладко и уйти в небытие, если бы не эмоциональный фон, созданный кем-то посторонним. Именно этот эмоциональный фон — крики, шлепки, слёзы — отпечатываются в нашем сознании и впоследствии не дают покоя.

      Трагедия Фёдора заключается в том, что он (в отличие от Жана Кокто) не сумел вспомнить и осознать произошедшее с ним. Отсюда и внутреннее напряжение, агрессия, тяга к решительному ответу на нежелательные раздражители.
      Кстати, в своей Белой Книге, откуда взят приведенный мной отрывок, Жан Кокто как раз и пишет о важности осознания детских воспоминаний, мучающих нас. Ну, или если хотите, о важности выявить своего внутреннего зверька и умения его умилостивить, не превратить в монстра.

      С уважением, Юри.

      • В детстве мы с мальчишками надували лягушек через соломинку. Но я с этим успешно справился, и теперь мне никого уже не хочется надуть)))
        При том, это не были животные, которых бы мы с друзьями мучили. Мы просто познавали мир. И если бы во время этого познавания мира возле пруда, где мы устроили себе Place-to-hide, появилась соседка и начала бы орать, не знаю, каким бы я вырос.
        Мне кажется, эта тема важна не только для нас — взрослых, которые работают над собой, но в первую очередь для молодых родителей, воспитывающих своих детей. Мы никогда не кричали на нашего сына, видя, как он исследует этот мир. Мы чувствовали интуитивно, что это делать опасно.
        Но с этим вопросом исследований окружающего мира мне просто повезло: мы были предоставлены сами себе. А вот в других вопросах было тяжело. В частности, с периодом, когда я стал обращать внимание на девочек. Мне было 5 лет, и мне нравилась одна девочка, и я таскал за ней портфель. Но когда взрослые вмешивались в этот естественный процесс самоопределения, объявляя нас женихом и невестой, это вызывало очень неприятные чувства.

      • В ответ Юри.

        Юри, благодарю за ответ и объемную литературную реконструкцию персонажа. Позволю себе еще некоторые тезисы

        1. Почему Вы говорите о трагедии Федора?

        Здесь есть две позиции:
        1. Внешний наблюдатель, часть общества (общности), которая имеет некий нормативный консенсус (закон). С этой позиции Федор опасное чудовище. И вопрос о трагедии абсолютно правомерен.
        2. Позиция Федора не имеет в себе никаких противоречий. Как в бородатом анекдоте: «Вас мучают эротические сны? Нет, я ими наслаждаюсь!» Процессы протекающие в его ментальной сфере могут приводить его к временному дисбалансу. Для выхода из депривации, он совершает действия, компенсирующие потребностное напряжение. Он не воспринимает нормативные рамки общества, он вне его. Он живет в другом мире, который нарисовал другой инопланетянин, у него другая игра. И, вероятно, герой Мамлеева, достаточно успешен в этой игре.

        В связи с этим вопрос:
        Как Ваша личная свобода может быть реализована, если она выходит за границы норм, принятых обществом, частью которого Вы себя считаете? Если же Вы совпадаете с границами общества, и состоите из его материй, где же тогда Вы? Есть только очередная репликация с некоторой вариативностью или с долей искореженной самости.

        2. Об эмоциях.

        Стоит ли быть Le bateau ivre, или лучше стать «хозяином ветров» или хотя бы рулевым?
        Вслед за одним даосом, осмелюсь утверждать, что эмоции — лишь функция дыхания. Его паттерны определяют переключения между различными их типами, что подтверждает Эриксон, и что, вероятно, во многом известно, Вам, как человеку прошедшему театральный тренинг. Поэтому во многих странах включают, к примеру, mindfulness в программу обучения детей, что позволяет детям научиться владеть эмоциями, легко «извлекаясь» из так называемых псих — травм, дают модели реагирования в разных bulling.

        3. О детских воспоминаниях.

        А нужен ли Фройд со всей его компанией?
        Осмелюсь предположить, что именно тот образ жизни, который Вы пропагандируете позволяет решать практически все проблемы, без излишнего самокопания, ибо, мне кажется, зверьки заводятся в пространстве бессмысленной праздности, распущенности, а также социальной изолированности. Если есть нечто, не связанное с окружающей средой и телом, это отомрет, как искусственное. И еще быстрее у человека, чувствующего на вкус каждую молекулу вдыхаемого воздуха.

        • В ответ автору Makar и всем, кому интересна поднятая в статье тема

          Макар, я не читал книгу целиком, и я не знаю, как поступает Фёдор, выходя из вагона поезда: воплощает он свои фантазии в жизнь или просто фантазирует на тему убийства без дальнейших действий.
          Теоретически, в своих фантазиях он имеет право линчевать и насиловать. Но я бы на его месте всё же обратился бы к психоаналитику, потому что подобные фантазии в большинстве случаев вполне могут перерасти в реальные действия, ставящие под угрозу жизнь людей.

          В этом контексте вот ответ на Ваш вопрос «как личная свобода может быть реализована, если она выходит за границы норм, принятых обществом, частью которого данный человек себя считает»… Только так и в том случае, покуда своими действиями я не ущемляю свободу окружающих и не подвергаю их жизнь опасности. Кстати, в психиатрии рассматривается еще и вариант ограничения личной свободы в случае, если человек своими действиями наносит ущерб себе самому (так любимая киношниками смирительная рубашка 🙂 ).
          То, что я сформулировал выше, выделив жирненькими буквами — придумано не мной. Это непреложное правило любого по-настоящему свободного общества.
          Объяснения этого правила таковы… Коль скоро мы избрали жизнь в обществе, мы являемся его частью. А это значит, что, как часть целого, мы должны оберегать это целое от разрушения. Человек, живущий в свободном обществе, балансирует между стремлением к полной свободе и желанием, чтобы эта свобода не ущемляла свободу окружающих. Это и есть феномен целостности жизни, описанный Кантом: «Звёздное небо надо мной и моральный закон во мне» — то есть, безграничная свобода, которую сулит Вселенная, и ограничения этой свободы, создаваемые сознательно, по тем или иным причинам. Именно в этом ключе надо понимать выражение Спинозы «Свобода есть осознанная необходимость».

          Что касается Вашего второго вопроса о свободе личности вне социума — в чистом, так сказать, виде — то увы, мне незнакомы термины, которые Вы употребляете, и честно говоря, я даже не понял Ваших сложных для моего ума рассуждений… mindfulness, модели реагирования в разных bulling… Для меня это звучит непонятно и дико. В частности потому, что все особенности человеческого восприятия реальности уже открыты, и до тех пор, пока человеческий мозг не поднимется на какую-то иную ступень развития, нет смысла изобретать новые методики.
          Тем более вызывает опасение, когда подобные «новые» методики изобретают в Америке. Не надо забывать, что Америка — это страна исключительно развитого капитализма, да еще исторически населенная людьми, не обремененными глубокой моралью (именно эти люди бежали из Европы в Новый Свет в погоне вовсе не за просветлением, а за наживой). Девиз американского общества один: всё, что приносит деньги хорошо.
          В этом контексте я и рассматриваю всё, что возникает в Америке: новые товары, картины, фильмы, книги и — новые теории. Все «новые» американские теории направлены не на просветление личности и расширение свободы, а на обработку сознания человека с целью превращения последнего в сырьё для получения дальнейшей прибыли.

          О реальной свободе личности вне социума поговорю с Вами с радостью, но при условии трёх ограничений Вашей свободы 🙂 — если вы не будете употреблять очень сложные термины на американском языке, будете говорить не отвлеченно (теоретически), а основываясь на своем опыте, и если сделаете аватарку со своим лицом.
          Рассказ о своем опыте — в любом формате и с любым количеством слов, без ограничений свободы. И — да — о Фрейде с компанией я поговорил бы с радостью!

          С уважением, Юри.

          • Юри! Хотелось бы все же послушать Ваше мнение о «Фрейде с компанией»! Очень много сейчас стали говорить о том что он ошибался, ставя во главу угла секс, даже что он был проходимцем, зарабатывающем деньги на несчастьях и проблемах своих пациентов. Хочется знать, что Вы об этом сами думаете. Спасибо заранее.

            • В ответ автору Sergey_Petroff и всем, кто интересуется вкладом Фрейда в науку:

              Немецкий ученый Зигмунд Фрейд (или как здесь было правильно сказано, Фройд), был первым, кто предположил, что на наше душевное и физическое состояние в большей степени влияют не высокие идеи и постулаты морали, а внутренние факторы, заложенные в нас при рождении. Идея Фрейда о том, что всё в будущую личность закладывается в детстве, впоследствии была подтверждена физиологами и генетиками.
              Настоящая статья, основанная на научных исследованиях, показывает, что никакая мораль не способна руководить химическими процессами в нашем теле. Возможно, я напишу в ближайшее время развернутый ответ на этот важный и животрепещущий вопрос.

              С уважением, Юри.

  5. Юри, огромное спасибо за очередную головоломку! Есть, над чем подумать в ближайший месяц, до выхода следующей тренировки для мозга. Я не шучу, для меня твои публикации — вот такие вот «ребусы», где недостаточно прочитать и сказать: «усвоил», а надо задумываться, что-то переоценивать в своей жизни. Что до первых мыслей, как здесь уже было сказано, первая мысль у меня была: «если бы раньше, в детстве всё это мне объяснили!».
    Я, собственно, пока хотела включиться в беседу на тему отрывка, приведенного Макаром (Makar). Это только догадка, но на ответ (возможно, верный) меня навела фраза Евгения (Eugène — Евгений), а именно, если бы об этом рассказали»в детстве». Вот, сижу на работе и думаю: А если бы этому Фёдору в детстве сказали (разрешили, позволили, улыбнулись, предупредили) — случилось бы то, что с ним случилось?
    Спасибо всем, пошла работать 🙂

  6. Спасибо, Юри!
    Мысли этой статьи весьма созвучны моему мироощущению

    Позволю себе предположить, что все эти страшные зверьки могут рождаться в мире, искусственно и радикально разделенном на черно-белые половинки. Тот образ мышления, который был выстроен на базе европейской религиозной модели, постоянно загоняет нас в одну и ту же ловушку полярных оценок всех явлений, протекающих как внутри нас, так и в окружающем мире. На острие этой борьбы — наша собственная, мнимая, дуальность.
    Есть бытие тела, механизм, действующий в соответствии со своими «низменными» законами; почти все его позывы и проявления постыдны и греховны. Плоть необходимо укрощать, т.е. непрестанно бороться с ней. Кто же этот смелый борец? Это наша душа, которая вселилась в это жилище, «полное мерзостей». Вот так мы и живем в непрестанной борьбе внутри себя.
    Тело абсолютно неотделимо от личности. Все, что в нас есть, произрастает из тела и питается его энергиями.
    Сколько раз я видел людей, терзаемых непонятными страхами, погруженных в глубочайшую депрессию, источником всего этого была интоксикация, вызванная зашлакованным кишечником и малоподвижным образом жизни. Или долголетний стресс, накапливающийся в скелетной мускулатуре, вызывающий воспаления тканей, деформацию их, нарушению кровоснабжения органов, и в первую очередь мозга. Правильный массаж, упражнения на растяжение мыщц — и все проблемы останутся далеко позади.
    Я не призываю к примитивному гедонизму. Я лишь вслед за Юрием предлагаю примирится с собственным телом, вселится в него, поняв и приняв, ту истину, что вы живете в каждом отдаленном его уголке.

  7. В Рязанской области среди нормального смешанного леса растут сосны с неестественными изгибами. У всех остальных деревьев стволы нормальные. В этом лесу отсутствуют насекомые, хотя буквально рядом их великое множество. Аномальная зона!
    Это так называемый пьяный лес. Здесь так же есть и пьяный ручей, в котором большую часть суток вода абсолютно нормальная, но в определённое время, буквально на несколько минут, на дне ручья появляется газ, выходящий откуда-то из-под земли. Если человек в это время выпьет воду, к примеру, стакан, то почувствует лёгкое опьянение, как от бокала слабого вина.
    Прямо в ручье лежит небольшой валун. Вода, журча, обегает его, а камень ничего из себя интересного не представляет – обыкновенная серая глыба. Но когда вода насыщается подземным газом, то на поверхности валуна выступает улыбающееся человеческое лицо. Видеть его можно не больше минуты. Затем очертания бледнеют, меркнут, и опять перед удивлёнными взорами людей предстаёт обычная шершавая серая поверхность.

    Я прочитала про «зверька из детства» и перед глазами встал этот «Пьяный лес», который поразил воображение рассказами учительницы по географии еще в пятом классе.
    Человек как эти деревья, с естественно скрытыми корнями и скрытыми же воздействиями на них – причиной, по которой психологически мы изгибаемся в ту или иную сторону. В результате и имеем то лицо, которое нарисует на нас тетя Поля. Хорошо если она будет из второго варианта. Повезет человеку.
    А если тетя Поля первого варианта? И искривит человека, и обезобразит, в лучшем случае наступив или испугав, сподвигнет на творчество…Да, да…иногда этакое «нажатие» на детскую психику выливается в гениальность. Вспомните детство Паганини, его отца, который без воды и хлеба запирал сына в сарае – пока не выучит то или иное.
    А Софья Ковалевская?! Знакомство ее с математикой произошло в раннем детстве: стены её детской в усадьбе Полибино были оклеены (случайно, из-за нехватки обоев) лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении.
    Вот они эти наши зверьки. Я не исключение и мои зверьки сидят во мне. И не один. Просто зоопарк какой–то. Они управляют мною. Конечно, по ходу жизни я выдрессировала их и могу говорить им АПП! Но они есть и никуда не деваются.
    И это улыбающееся лицо — …гм..гм…оно скорее всего будет улыбаться во время дождя на камне, что будет стоять для памяти. Но надеюсь, что это будет не скоро.
    Но то, что закладывается все в детстве (пока ребенок лежит поперек кровати как говорят в народе) — это точно.

  8. Приведу пример из жизни. Знала Вадима с трех лет. Сосед. Его бабушка, чтобы он не выбежал за ограждение частного дома — привязывала веревкой за ногу к ножке стула, на котором сидела вязала, корректируя поползновения внука подергиванием веревки на себя. Привязывала до той поры, пока не стала падать со стула — внучок то подрос.
    Внучок подрос. Бабушка умерла. Предвижу улыбки. Нет — естественной смертью. Внучок вырос и стал привязывать за ногу кота и так же корректировать его движение. Причем пугал животину, кот шарахался на забор и стоило только достичь верхней планки и вот бы оно — СЕСТЬ — веревка дергалась «на себя» — животное обрушивалось к ногам Вадима — это доставляло мучителю большое удовольствие. Пока кто-нибудь не пристыдит.
    Прошло еще какое-то время — Вадим ушел в армию, женился. Дальше следует антракт в наших соседских отношениях временным промежутком в тридцать лет.
    Каково же было мое удивление, когда на следующий день приезда я увидела знакомую картину. Мужик 55 лет с пивным животом и седыми волосами стоял у ворот и дергал за веревку, на которой был привязан кот. Солнце всходило и обливало действующие лица магическим нежным курящимся светом — оттого ощущение нереальности усиливалось, и я даже машинально перекрестилась, забыв все клятвы пионерии и комсомольские костры….
    «О!!!! Наталья, привет!!! Узнала меня?!!» — крикнул, оборачиваясь сосед.
    «Дддда…..», — отвечала я, не узнав своего голоса,- «кот воскрес?!»
    «Не, это другой…ха-ха-ха…., у меня их знаешь сколько было?!», — с довольным видом сообщил Вадим, ставший уже Леонидовичем…..

    Вот уж зверек в нем сидел, похожий как минимум на Тираннозавра, да простит мне Юрский период за беспокойство!!!
    Так что тема очень жизненная и живучая!

    • В ответ автору Natali

      Дорогая Natali! Я с Вами познакомился на страницах этого блога в многочисленных комментариях, из которых особенно ценю отзывы о литературном творчестве Юри. Также побывал на странице в Зоне Комфорта, посвященной лично Вам. И ещё читал Вашу прозу на Проза-ру и стихи — на Стихи-ру. Как творческий человек Вы великолепны. И эти два рассказа в литературном плане очень интересны. Но если разбирать проблему с точки зрения психоанализа, разрешите с Вами не согласиться.
      Может быть, я не так понял?.. Когда Вы говорите «В результате и имеем то лицо, которое нарисует на нас тетя Поля. Хорошо если она будет из второго варианта. Повезет человеку. А если тетя Поля первого варианта? И искривит человека, и обезобразит, в лучшем случае наступив или испугав, сподвигнет на творчество»… когда Вы так говорите, Вы имеете в виду, что бывает разная «Тётя Поля»?..
      Потому что, насколько мне ясно из рассказа Юри, а также из азов психоанализа Фрейда, «Тётя Поля» в обоих вариантах — одна и та же. А разное — наше отношение к тому, что в нас когда-то было посеяно. В первой истории мальчик, прошедший через возбуждение от грязевого массажа, не сумел переработать свои детские переживания, затолкнув их глубоко в подсознание, чем вызвал разрушение своей личности. Во второй же истории показан вариант, когда выросший мальчик, почувствовав «беспокойство, пришедшее из детства», сумел вывести его на уровень сознания и, как в таких случаях говорят в немецкой психологии, сумел «verarbeiten» (переработать) эти переживания. Не дал им себя разрушить.
      Иначе, если исходить из того, что «зверь по кличке Тётя Поля» целиком и полностью владеет нашим сознанием и нашей дальнейшей судьбой, получается очень печально и обреченно.
      Духовную победу истории, рассказанной Юри, я вижу в том, что всё в конечном счете зависит не от «зверя внутри», а от того, как мы к этому «зверю» относимся. Об этом говорит финал статьи, всё как раз таки объясняющий:

      «Тётя Поля» — это та странность из детства, которая способна либо измотать, довести до безумия и убить, либо подарить свободу и естество. Всё зависит от того, чем полна душа: страхом перед непонятным, или стремлением познать непонятное, приручить его и… заставить служить себе во благо.

      С уважением к Вам лично, Евгений.
      И — всем привет!

Your comment / Ваш комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s