ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПЬ МЫШЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРУЮ КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПРИМЕРИТЬ НА СЕБЯ

Юри Балабанов, Волшебная цепь мышления одарённых людей

С давних времён ученые задавались вопросом: как раскрыть в человеке все его потенциальные возможности? Существует ли в нас некий скрытый механизм, подправив который, можно сделать так, чтобы любой становился… ну, если не гением, то одарённым, творческим человеком? Где скрыт этот механизм? в психике? в умственных настройках?.. А может быть, в наследственности и изменить ничего нельзя?..

Думаю, вы уже догадались, что механизм такой существует и раскрыть все возможности человека вполне реально — в противном случае не было бы здесь этой публикации. Правда, всё не так просто, как хотелось бы, и панацеи вновь не обещаю, но скажу точно: если вначале рассказанное мною сегодня осмыслить, затем подарить себе немного времени, а потом приложить максимум усилий, результат будет невероятный. Гением, скорее всего, вы не станете, но вы получите нечто более важное в наше время: вам станет интересно жить. Всё вокруг расцветёт яркими красками, у вас появится жизненная энергия и ощущение полёта. Проверено на собственном опыте.
Я — человек безалаберный, импульсивный, с кучей хлама в голове; так что если получилось у такого как я, то у вас получится точно. Ну а когда получится, можно будет начать дарить это ноу-хау знакомым (это непременное качество любого творческого человека: уметь отдавать, бескорыстно и с любовью). А если у вас есть дети и они ещё не испорчены школой, можно подарить эту систему и им. С этой системой у маленьких детей точно есть шанс стать гениальными.

Впрочем, что я тут раскричался, словно базарный торговец, расхваливающий свой товар! Тем более, товар-то, как видно, не первого сорта: когда я предложил эту свою статью на сайт «AdMe Творчество. Свобода. Жизнь», тамошний гендиректор Павел Радаев сказал:
— Ничего особенного нет в этой статье. Всё мы это уже знаем. И потом, никто не станет читать текст такого объёма!
И вот тогда я запустил в Радаева кофейной чашкой.

ЗНАНИЕ — ЭТО СИЛА… СПОСОБНАЯ РАЗРУШИТЬ ВСЁ

Успокойтесь, успокойтесь. Не запускал я в Павла чашкой. Да и в AdMe статей не предлагал. После того, как они убрали со своего сайта мой Договор с самим собой на выгодных для меня условиях, я им больше ничего не предлагаю. Но вот о чём я подумал:
Почему для того, чтобы заинтересовать читателей и зрителей, необходимо непременно швырнуть в официальное лицо чашкой? (Помните популярный скандал — «Писатель Михаил Веллер в эфире передачи “Особое мнение” на радиостанции “Эхо Москвы” швырнул микрофон и чашку с напитком в ведущую Ольгу Бычкову»?
…И почему объемные статьи так бесят редакторов?..
Или ещё одно «почему»: почему один мой знакомый, увидев меня вчера с книгой в 700 бумажных страниц, испуганно прокричал: «И что, ты всё это будешь читать?!!»

— Конечно, буду, — пожал плечами я. — Это же Александр Дюма!
— У нормального человека нет времени читать такие контенты! — рявкнул он.
— Но это же так интересно! — попытался возразить я. — Вот, прочти сам!
Раскрыв книгу на первой странице, мой знакомый брезгливо прочел:

«Без четверти одиннадцать отряд стражи, состоявший из двадцати швейцарцев, по обмундированию которых видно было, что это швейцарцы из малых кантонов, то есть лучшие друзья царствовавшего тогда короля Генриха III, — показался в конце улицы Мортельри и подошел к Сент-Антуанским воротам, которые тотчас же отворились и, пропустив его, захлопнулись. За воротами швейцарцы выстроились вдоль изгородей, окаймлявших пригородные участки. Одним своим появлением они заставили откатиться назад толпу крестьян и небогатых горожан из Монтрея, Венсена или Сен-Мора, которые хотели проникнуть в город еще до полудня, но не смогли этого сделать, ибо, как мы уже сказали, ворота оказались запертыми».

— Что это?!! — он в ужасе вытаращил на меня глаза. — Что это за контент такой? Какие длинные и сложные фразы!!! Сколько запятых! А информационно значимого, содержательного наполнения — ноль!
— Но это же роман, — улыбнулся я.
— Любая книга, на первой странице которой нет информационно значимого наполнения, это плохая книга, — наставительно проговорил мой знакомый.
Я попытался возразить:
— Но разве можно от любого произведения, тем более, от художественного, требовать лишь полезных фактов и информации?..
— Мы живём в жестоком мире, — отозвался знакомый, глядя на меня как на безнадежного лузера. — Хорошо пропиаренный английский мыслитель, философ и политик Фрэнсис Бэкон сказал как-то в одной из недавних телепередач, что знание — это сила. А сейчас все стремятся быть сильными. Не будешь сильным — не выживешь. Конкуренция, непредвиденные и сложные ситуации. Надо уметь бороться, быть вооруженным. Как правильно сказал успешный миллиардер Ротшильд, кто владеет информацией, тот владеет всем миром!
Теперь он злобно блеснул на меня глазом:
— Одна эта фраза, исключительно полезная и мотивирующая, стóит всех романов твоего бесполезного Дюма!!!
Эту последнюю реплику он выкрикнул со злобой и с непомерным отчаянием. С таким глубоким и безысходным, что мне даже стало его жаль: столько слабости и неуверенности скрывалось за этим неуёмным стремлением казаться сильным.

Свидетелем ещё одного случая непредвиденной агрессии я стал, когда читал отзывы об одном очень хорошем фильме…
«Актёры — дерьмо, режиссер ещё хуже, — гневно писали посмотревшие это кино. — Диалоги — полная тупость! Глядеть пришлось на постоянной перемотке! Не так надо снимать кино!!! Не смотрите эту мерзость!».

После этого случая я и задумался: почему люди, обладающие столькими знаниями — от того, «как избегать жизненных ловушек», до «как снимать кино»; люди, владеющие огромным количеством информации, так раздражены и агрессивны?!! Почему, вместо спокойной уверенности, в их глазах и голосах сквозит раздражение и усталость от жизни?.. Почему они швыряются в собеседников чашками и ненавидят объемные книги в жёстких переплётах?

По счастью, в те дни я встретился ещё с одним человеком. Он не был так молод, как ненавистник Дюма и критики моего любимого фильма (ему было лет под шестьдесят, не меньше), но столько было в его голосе и рассуждениях спокойствия и юношеской энергии!
И он дал ответ на мои вопросы…

— Скажи, — начал он, выслушав всё, о чём я только что рассказал вам, — ты в самом деле думаешь, что писавшие те отзывы о фильме, ратуют за чистоту и величие искусства? Отнюдь. На самом деле, просмотрев кино (прочтя книгу) и не получив ожидаемых эмоций, а лишь внутреннюю опустошенность, люди реагирует на событие вполне закономерным образом: они злятся и негодуют.
— Но почему? — не унимался я. — Почему знающие и сильные чувствуют опустошение? Ведь знание — это сила! Разве не так сказал хорошо пропиаренный Фрэнсис Бэкон в одной из недавних телепередач?!!
— Совершенно верно. Знание — это сила. Но сила, способная порой разрушить всё на свете, в первую очередь, нас самих.

Так я узнал самое главное, что надо знать о знании, чтобы оно тебя не разрушило…

ЦЕПЬ ГЕНИАЛЬНОСТИ

По сути, в знаниях нет ничего плохого. Помнить надо лишь то, что любое знание, как и всё в этом мире, не существует отдельно. Самой природой оно вмонтировано в цельную цепочку, последовательность звеньев которой определялась веками, передаваясь нам из рода в род, по наследству, на генном уровне. Последовательность эта такова: «Попробовал — заинтересовался — исследовал — узнал — сделал — восхитился — вновь попробовал — вновь заинтересовался — вновь исследовал — вновь узнал — вновь сделал — вновь восхитился — вновь попробовал…» и так — по восходящему циклу.
Объясню на простом примере.
Предположим, я решил сконструировать летательный аппарат. Я начинаю пробовать: леплю из птичьих перьев крылья, привязываю их к рукам. Но мой аппарат не поднимает меня в воздух. Я заинтересован: «почему?!!». Чтобы понять это, я приступаю к исследованиям: как могут быть устроены крылья? Но вскоре я понимаю, что для моих исследований мне нехватает знаний. Тогда я обращаюсь к человеку, обладающему знаниями в устройстве крыльев. От него я узнаю, что крылья из перьев слишком тяжелы. Лучше делать их из ткани. Я делаю крылья из ткани, восхищаясь своим творением и восхищая своих друзей. Теперь я вновь пробую взлететь, но аппарат и на этот раз подводит меня. Я заинтересован: «Что сделано не так?». Чтобы ответить на этот вопрос, я провожу новые исследования: наблюдаю за птицами, лёгкими бабочками и тяжелыми летающими жуками. Вскоре я понимаю, что мне нехватает новых знаний. Тогда я иду в библиотеку и открываю книги по аэродинамике, из которых узнаю, что для полета необходимы не только лёгкие крылья, но и начальное движение: разбег. Я иду в мою мастерскую и делаю: прикрепляю к своим ногам сандалии на маленьких колесиках.
Образ человека в быстроходных сандалиях восхищает меня и моих друзей. А я продолжаю пробовать, но уже в двух направлениях: я пытаюсь создать ботинки-скороходы, и агрегат для полётов в небо.
Возможно, вы будете смеяться над этим примером, но в нём точнейшим образом отражено не только создание самолета и роликовых коньков, но и место звена «знание» по отношению к нашим желаниям, чувствам и действиям. Последовательность же чувств, действий и желаний называется «Genialitätsкette» (цепь гениальности) — наверное, потому, что логике этой цепочки следовали все одарённые и гениальные люди — от Сократа до Леонардо да Винчи.
Лично для меня понятие «цепь гениальности» звучит излишне патетично, но если исходить из того, что «гений — это высшая степень творческой одарённости», то показанная выше последовательность желаний, чувств и действий — необходимый атрибут любого, кто хочет жить с интересом и с пользой для окружающих.

ПОЧЕМУ «МОТИВАТОРЫ» НЕ ДЕЙСТВУЮТ

— Подумаешь, — скажет кто-то, — а я не хочу жить с пользой и не собираюсь становиться гением. И мне нет дела ни до каких цепочек гениальности!
Вот только проявление гениальности — это не что-то выдающееся, как принято считать, а итог оптимальной работы нашего организма. И ещё нечто очень важное: природная последовательность желаний, чувств и действий является почвой для возникновения в нашем сознании главной жизненной силы, позволяющей нам выживать: мотивации. Не будет этой цепочки, не будет и жизненной силы.

Вот почему многие, ощущая внутреннюю пустоту, часто просят: «Мотивируйте меня!» или ищут мотивацию в интернете. Как вы теперь понимаете, мотивация, почерпнутая из чужого опыта — бесполезна.

Юри Балабанов, Волшебная цепь мышления одарённых людей

Мотивация работает только на тех, кто её создал, пройдя свою, уникальную последовательность желаний, чувств и действий. Будучи вырванной из этой последовательности, для вас она будет просто эффектным набором красивых слов. Именно поэтому я никогда не даю вам готовых ответов, формул и не обещаю панацею от всех проблем. Никто, кроме вас, не может решить ваши проблемы. Но вы можете получить инструменты для их решения.

Так что — хотите жить качественно, успешно, без болезней и страданий — живите, соблюдая оптимальную последовательность желаний, чувств и действий. И ни в коем случае не вычленяйте из общей цепи отдельное желание, чувство или действие. Помните, что это одно целое, при нарушении которого страдает наш организм.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СЛУЧИЛОСЬ С АДАМОМ И ЕВОЙ
В ЭДЕМСКОМ САДУ

О таком вычленении одного из звеньев из общей цепи рассказывает библейская легенда об Адаме и Еве, что были изгнаны из Рая, ибо вкусили Запретный плод…
Часто идею Запретного плода обозначают как нечто желанное, доступ к чему ограничен запретом. Или — ещё пошлее — как соитие между мужчиной и женщиной. На самом деле речь идёт не столь о процессе искушения, сколь об опасном состоянии искушенности знаниями. То есть, о ситуации, когда знание выдернуто из общей цепи желаний, чувств и действий.

Давайте порассуждаем…
Адам и Ева сорвали плод знаний. Знания обрушились на них лавиной.
И тут вмешалось одно «НО»: ни одно знание они не могли испробовать на своём опыте: ведь жили они в раю, а рай — это место, где существуют лишь блаженство и бездействие! В раю невозможно заинтересоваться результатом своего труда (ибо там никто не трудится), нельзя исследовать, узнать нечто новое; направить поток знаний в определенное русло, вновь сделать нечто, восхититься результатом, вновь попробовать и захотеть новых знаний.
К тому же, узнав всё на свете, Адам и Ева стали искушены знанием. А вы знаете, что такое искушенность знанием?.. О, это страшная вещь! Человек, искушенный знанием, знает всё. И поэтому, когда ему о чём-то рассказывают, он не без основания говорит: «Не надо мне ничего рассказывать! Я и без вас всё об этом знаю!». Но сколько высокомерия и глупости слышится в этом обоснованном ответе!

Думаю, вам знаком подобный ответ: он теперь часто звучит отовсюду, ибо наш мир, вооружившись интернетом и поисковиком ГУГЛ, стал искушен знаниями. Мы и в самом деле всё знаем, именно поэтому отмахиваемся от тех, кто хочет нам о чём-то рассказать.
Вот только рассказ о чём-то — это не просто контент, наполненный знаниями, а приглашение вступить в ту самую последовательность желаний, чувств и действий: попробовать — заинтересоваться — исследовать — узнать — сделать — восхититься. Без этой незамысловатой последовательности желаний, чувств и действий мы превращаемся в брюзжащих стариков, искушенных во всём. Наверное, поэтому библейские Адам и Ева, прожившие в Эдемском саду до 900 лет, став искушенными, так быстро начали стареть!

На простом жизненном примере очень легко проследить, что происходит, если звено «узнал» вырвать из естественного хода вещей.
Вы ещё помните, как мы создавали летательный аппарат?.. Тогда представьте на секунду, что наш изобретатель на этот раз ограничен в возможности действовать и получать опыт. К примеру, обездвиженный, он лежит на кровати.
В этот момент кто-то очень умный без конца твердит ему об устройстве летательного аппарата:
— Крылья у летательного аппарата не должны быть лёгкими.
— Ну и что мне с того? — спрашивает горе-изобретатель.
— Лучше всего делать крылья не из перьев, а из ткани, — вместо ответа сообщает голос.
— Мне безразлично, — начинает сердиться обездвиженный. — Я лежу на кровати и не могу двинуться с места, чтобы попробовать.
— Для успешного полёта летательного средства необходим разбег, — сообщает голос.
Теперь лежащий без движения разозлён не на шутку:
— Плевать! Я лежу на кровати и бегать не могу! Я даже толком не знаю, что такое разбег, потому что никогда не бегал: нет в моей практике такого опыта!!!

Согласитесь, подобная беседа может свести с ума. Казалось, наш герой общался со знающим человеком, получая от него интересные знания… а результатом явилась та самая озлобленность и агрессия. И всё потому, что вырванные из цепочки естественного хода вещей, знания без опыта, действий, восхищения, становятся обузой, и не просто раздражают, но могут стать причиной болезни и даже физической смерти.

МЫ ВСЕ ИСКУШЕНЫ ЗНАНИЯМИ

Мы живём в век господства информации. Все искушены во всём, все всё знают. Знают, как снимать кино, как писать книги, как лечить людей, как управлять государствами и целым миром. Но чистое, умозрительное знание оказалось балластом, остановившим полёт мысли, желание дерзать, ошибаться и вновь искать. Среднестатистический житель мегаполиса выглядит намного старее своего предшественника из XX века, злее и нетерпимее. С багажом знаний и фактов, во сто крат превышающим знания ученого эпохи возрождения, мы не стали мудрее и свободнее. Знания без опыта, эмоций и поиска опустошили нас.

Вы слышали легенду о ньютоновом яблоке?.. Говорят, что «ньютоново яблоко» есть образ чего-то случайного, что подталкивает к крупному открытию или изобретению. Возможно, это и так. Но для меня легенда о ньютоновом яблоке — это символ вовлеченности в ту самую цепь последовательности желаний, чувств и действий. Символ творческого подхода к любой, самой обыденной реальности.
Что, яблоко, упавшее на Ньютона, было каким-то особенным? или сад был волшебным? — вовсе нет. Просто, обыкновенное яблоко, цена которому — копейка, родило в мозгу здорового творческого человека тысячи эмоций, реминисценций, идей, посылов к действию.
В сущности, так и должен работать организм любого из нас!

ИТОГ

Вывод из рассказанной истории прост. Если вы хотите жить счастливо, откажитесь от бесполезных знаний — от тех, что не рождают в вас никаких эмоций и желаний. Помните, что знание — это сила, которая может разрушить наш организм. Никогда, ни при каких обстоятельствах не вырывайте звено «узнал» из природной последовательности желаний, чувств и действий. Пусть все ваши поступки всегда складываются логично и разумно, согласно законам природы: «Попробовал — заинтересовался — исследовал — узнал — сделал — восхитился — вновь попробовал — вновь заинтересовался — вновь исследовал — вновь узнал — вновь сделал — вновь восхитился — вновь попробовал». Уверяю, в этом случае вы будете жить счастливо и с огромной пользой для окружающих.

Попробуйте сделать что-то уже сейчас. Пройдите хотя бы один круг, используя полученные сегодня знания!
Заинтересуйтесь чем-то. Ну, к примеру, исследуйте свой скучный подоконник: не устроить ли на нём зимний сад? — благо, время года располагает! Узнайте что-нибудь об устройстве такого сада. А теперь сделайте: посадите растения в горшки. Восхититесь результатом своего труда; восхитите своих друзей.
Я уверен, что с первого раза не всё пойдет гладко, и для того, чтобы действовать дальше, вам потребуются новые знания. Узнайте, как растут растения без избытка солнца и сделайте всё по-новому. Восхититесь своим творением и восхитите своих друзей и знакомых. Попробуйте улучшить своё творение. Заинтересуйтесь, почему не всё получается. Исследуйте свой сад. Догадайтесь, что вам необходимы новые знания…

Юри Балабанов, Волшебная цепь мышления одарённых людей

Уверяю, что после ряда подобных упражнений жизнь покажется вам удивительной и полной открытий.

В заключение сегодняшней истории очень прошу тех, кто заинтересовался этой темой: пишите комментарии, выражайте свои мысли, рассуждайте, задавайте вопросы.
С 2020 года все комменты в этом блоге публикуются молниеносно, без модерации. А ещё я убрал оценку мнений и комментариев: все эти «пальцы вверх и вниз». Мне кажется, соревнование (кто наберет больше пальцев) отвлекает нас от реальной задачи: разобраться в устройстве этой жизни и научиться использовать инструменты для решения проблем себе во благо.

С уважением, Юри Балабанов.

Yuri Balabanov

ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПЬ МЫШЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРУЮ КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПРИМЕРИТЬ НА СЕБЯ: 27 комментариев

  1. Где-то слышал, что знания преумножают скорбь.
    Это был рецепт сокращения/преодоления скорби?
    Доходчиво, спасибо, Юри!

    • Александр, я бы ответил в контексте мысли, выраженной в этом рассказе: знания, вырванные из естественной последовательности желаний, чувств и действий, точно порождают скорбь. Но если попробовать, интересоваться, исследовать, узнавать, делать, восхищаться и снова пробовать, то знание — это экстаз! 🙂
      Спасибо вам!

      • Согласен, но такая «схема» скорее относится к творческому процессу, когда это идет «от сердца».
        А как быть, если получаешь знания ввиду своей работы, т.е. интересуешься, исследуешь, узнаешь исключительно, чтобы мог выполнять определенную работу, за которую платят. Не в этом ли скорбь? Получать знания, которые не вызывают особых эмоций, но дают возможность зарабатывать. Да, становишься «умнее», но конкретной пользы для себя в плане личного удовлетворения нет.
        Наверное, радость от получения знаний, действительно дана единицам, коих мы называем гениями.
        Сори за возможную сумбурность изложения и нытьё.
        P.S. Еще раз спасибо за все ваши публикации и светлые мысли.

        • Если говорить о «радости от получения (именно) знаний», вновь получится это опасное вычленение. Думаю, лучше говорить об азарте от самого процесса прохождения цепи. Когда приходит такой азарт, деньги становятся второстепенным делом. Но в этом случае азартный исследователь рискует помереть с голоду 🙂 Вот почему в цивилизованных странах определены гранты для молодых ученых и исследователей, а также им предоставляется полная свобода действий.
          Статья очень актуальная и, несмотря на флёр популяризации, весьма серьезная. Мы подходим к черте вырождения гениальности, а, значит, к остановке прогресса.

        • «Попробовал — заинтересовался — исследовал — узнал — сделал — восхитился …»
          В этой цепочке самое сложное — действие. И я бы еще перед» попробовал» поставил бы «восхитился» — потому как без эмоции действие невозможно. Хотя и с ней не гарантировано)
          На примере фитнеса два варианта:
          Вариант 1: Восхитился телосложением — начал изучать лучшие кроссовки, упражнения , питание и прочее -действий нет, эмоция потухла — как сидел на диване так и сидит.
          Вариант 2: Восхитился телосложением — одел убитые кроссовки — побежал- получил первый результат — изучил теорию и исходя из полученного практического опыта скорректировал действия ….через несколько циклов восхитился результатом и восхитил других))

          В наше время доступности практически любых знаний в один клик наблюдается дефицит действия.

          • RellePro, прикольно! Потому что это же цепочка. Так что начинать можно с любого звена. «Попробовал — заинтересовался — исследовал — узнал — сделал — восхитился». А почему бы не как вы сказали? Начинаем с «восхитился» и вперед! «Восхитился — попробовал — заинтересовался — исследовал — узнал — сделал»

            • ======= К RellePro и igorsoldatoff2015 ====== Думаю, тут чуток иначе.
              «Восхитился» это не чем-то, а результатом своего труда.

              И ещё, не знаю, по себе конечно сужу, но с «восхитился чем-то» никогда ничего не начинается. RellePro, вы правы, самое самое сложное — действие. Потому оно и стоит в самом начале цепочки. Попробовал. Это типа как сделать первый шаг. Первый шаг сделаю, тогда можно говорить о дальнейших шагах. Не сделаю — прошу на диван)

              А что было до того, как попробовал, это у каждого индивидуально и в схему не входит, как я понимаю

              Например, меня спортом заставило заниматься не восхищение фирменными кроссами или жажда здоровья, а унижение, когда в школе ботаном дразнили. Я был официально освобожден от физкультуры, но один раз решил попробовать. Оказалось, что я легче других парней и могу пробежать 100м быстрее. С попробовал началась эта цепочка. Я теперь это только понял, когда ее выписал себе на стикер. Попробовал — заинтересовало — исследовал свои возможности — узнал возможности других — сделал все что мог — восхитился === признаюсь, просто плакал от счастья — а потом затянуло: вновь попробовал. ну и пошло)

                • «В начале было Слово». С первых строк
                  Загадка. Так ли понял я намек?
                  Ведь я так высоко не ставлю слова,
                  Чтоб думать, что оно всему основа.

                  «В начале мысль была». Вот перевод.
                  Он ближе этот стих передает.
                  Подумаю, однако, чтобы сразу
                  Не погубить работы первой фразой.

                  Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
                  «Была в начале сила». Вот в чем суть.
                  Но после небольшого колебанья
                  Я отклоняю это толкованье.

                  Я был опять, как вижу, с толку сбит:
                  «В начале было дело», — стих гласит.

                  (Гёте «Фауст»)

                  А вот как четко обобщает это сокрушение Фауста о неправильном переводе Новозаветного текста психолог Мария Сергеевна Першина, целиком и полностью подтверждая цепочку абсолютного творчества, приведенную Юри:

                  Первое – нужно попробовать начать что-то делать – что-то новое и непривычное, в новых условиях, с новыми людьми. Это не обязательно должно быть чем-то грандиозным и занимать все Ваше время. И, главное, не стоит преследовать какие-то цели и работать на результат. Единственная задача подобной деятельности – начать движение (для начала, хотя бы в прямом смысле этого слова – по новому маршруту на работу).

                  Второе, внимательнее посмотреть на окружающих людей – как они реагируют на Вашу активность? Что в ней нравится? Что у Вас спрашивают, что просят? Что не замечают, и от чего отказываются? Отвечая на предложенные вопросы, можно определить, что ценного Вы можете привнести, на какой «спрос» дать адекватное «предложение».

                  И последнее – какая деятельность приносит Вам удовольствие в процессе ее осуществления? Что удается легче всего? Это позволит осознать направление, в котором Вам далее стоит развиваться. Чтобы верно сделать акцент, подчеркну, что именно первый этап – экспериментирования и движения в различных направлениях – занимает большую часть времени: пониманию предшествует длительный период «вынашивания».

  2. Я бы еще отметил, что, чтобы пройти такую цепь, требуется немало времени. Вот почему ценится не количество знаний, а их качество)

  3. Я обращаюсь к Василию Стеценко и ко всем, уповающим на «цивилизованные страны».
    Дорогие друзья! Вы обольщаетесь насчёт цивилизованных стран. С грантами там всё в порядке, а вот что касается свободы действий, то это уже не про Европу и даже не про Америку.

    С 2014 года в «цивилизованных» странах зародилась новая политика, проходившая под лозунгом «свободу молодым». Думаю, и мои соотечественники наслушались таких призывов в те годы.
    При этом многие, наверное, обратили внимание, что пока молодым «давали дорогу», под шумок начали увольнять хороших (но не совсем молодых) специалистов. Тогда все решили, что это происходит невольно: типа, лес рубят — щепки летят. Но очень скоро оказалось, что перестановка эта была проведена в рамках новой экономической политики.

    Главное направление было провозглашено такое: ПОИСК НОВЫХ БИЗНЕС-ИДЕЙ. Тут же были подкинуты некоторые из них:
    — Потребитель ни в коем случае не должен «влюбляться» в технику, в частности, в многочисленные внедрённые в эти годы гаджеты. Должна появиться мода на постоянную их смену (Какой смартфон выбрать в этом году» — узнаёте лозунг?).
    Или ещё одна идея:
    — Бытовая техника (в том числе и все гаджеты) не должна служить вечно.

    Эти два лозунга прозвучали ещё в бытность «старого» поколения. На что старое поколение возразило: «Но это же аморально!».
    Тогда и произошла смена поколений. Всех несогласных с новой политикой и излишне совестливых задвинули или поувольняли, а на смену им выдвинули молодых и беспринципных, которые за небольшую мзду включились в увлекательный процесс создания рекламы «временное — это хорошо» и разработки планируемого устаревания: «создания товара с неоправданно коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки».

    Вот чем занимаются сейчас специалисты, поддерживаемые «грантами», а не прохождением цепи желаний, чувств и действий.
    Молодые специалисты включились в разработку своих идей с таким — как пишет Василий Стеценко — азартом, что во многих странах у потребителя возникли подозрения в наличии целого заговора. Во Франции в эти годы пришлось даже принять закон, по которому наиболее азартные исследователи получали за свои аморальные исследования штраф в 300.000 евро или тюремное заключение до двух лет.

    Но процесс уже остановить нельзя. Всё, что можно было бы сделать — это убрать всех азартных и молодых и вновь взять на работу специалистов со знаниями и с совестью.
    Но — вот незадача! Недавно я спросил одного очень хорошего профессионала, уволенного в те годы, согласился бы он вернуться на работу, которой его лишили. Он ответил, что нет, не согласился бы.
    — А если бы речь шла о спасении страны? — попробовал сгустить краски я.
    Ответ был таков:
    — Вот кто всю эту кашу заварил, тот пусть страну и спасает.
    Будем надеяться, что молодые «азартные» гении остановятся на гаджетах и пылесосах и не начнут проектировать самолёты, корабли и электростанции 🙂

    • Добрый день, Юри!
      Я провел небольшое исследование и хочу признаться, что всё не так радужно, как я предполагал… Но и не так грустно, как рассказали Вы в комментарии выше. Надежда на благоразумие имеется.

  4. Спасибо!!!
    Огромное спасибо! — Да-да, самое важное — узнали — восхититесь! Насладитесь! Ведь это так здорово — наслаждаться моментом! Жить в гармонии! Получать знания не ради силы и успеха — как там говорит распиаренный Фрэнсис Бэкон (коварный парень, жив-таки!) — а ради восхищения!) — Да-да, знания без опыта, без действия и восхищения — ничто!
    И профессиональный пример: на историческом факультете нам говорили, если про какой-то период истории «все ясно», то этот период требует тщательного осмысления. Потому что профессиональный историк всегда будет осторожным в высказываниях и скажет: Возможно, это так! Но не будет категоричен. Потому что каждый новый ответ порождает новый вопрос.
    Спасибо большущее, Юри! Всегда с невероятной радостью вас читаю!) И вдохновляюсь! Спасибо!

  5. Юри, для начала — спасибо большое за статью! Всегда есть над чем подумать. Я бы добавила более приземленный пример (возможно, он только для меня более понятен, потому что с этим сталкивалась в детстве часто и сейчас нахожусь в роли мамы дошкольников, у которых вся жизнь впереди:)). Это тот самый «чужой опыт», которому учат родители с целью подстелить соломку, но как же это вызывает внутренний протест! Как всегда хочется набивать свои шишки, восхищаясь, пробуя, ошибаясь, узнавая новое и снова пробуя и т.д. Этому учу своих детей, не давая им готовые ответы. В общем я за любопытство, любознательность, интригу, тайну (в хорошем смысле, конечно), именно это меня двигает дальше. Но я из тех, кто долго «обмусоливает» какое-то дело, люблю этот монотонный и нудный процесс:)))

  6. До сих пор «гениальность» ассоциировалась у меня только с чем-то положительным, а гении – только с выдающимися людьми. После прочтения этой статьи и рассказа о «цепи гениальности» я задумался над обратной стороной медали. А что, если примерить эту цепь гениальности к серийному убийце, грабителю, насильнику, тирану-правителю, либо к другого рода преступнику. Может ли преступник, совершающий свои действия в полной последовательности звеньев цепи гениальности, считать себя гением?

    Всем привет

    • Абсолютно согласен, прекрасная мысль! Наверняка Гитлер, например, был поначалу в экстазе от результатов своих «трудов». Но здесь, по-моему, вступает в игру такая категория, как мораль. И добрых гениев в истории все таки больше, чем злых. Мир не безнадежен!
      Эх, как бы еще научиться пользоваться этой волшебной цепочкой от Юри, чтобы получать удовольствие от знаний..

      • Мораль очень странная штука — меняется как на временных отрезках, так и географически. То, что было морально в Древнем Мире, сейчас вызовет ужас и отвращение у сегодняшнего человека, то что морально, например, в Сомали, вызывает стрельбу из крупнокалиберных и возмущение у цивилизованных стран. В каждом монастыре в конкретном времени свой устав, так сказать. И, соответственно, оценка гениальности в привязке к морали довольно проблематична.

        • Мне было бы гораздо интересней думать и рассуждать о техниках развития способностей (честно говоря, я считаю эту тему наиважнейшей и вообще определяющей сегодня), но уже понятно, что тема гения и злодейства намного злободневней.

          Ничего нового. Умных не любят и опасаются. Начиная с яслей и детского сада их, на всякий случай, часто бьют. А фразу: «Ты, чё, сильно умный?» — уверена, слышал не один раз каждый. Само собой, не обязательно обращенной лично к нему.

          Когда у моей дочери в 10 лет в очередной раз пропал голос, само собой, а как же! – я привела ее на пример к лучшему отоларингологу области, у которого наблюдались все мало мальски известные оперные и концертирующие певцы. После дежурного вопроса, чем занимается ребенок, кроме учебы в школе и моего бодрого рапорта (музыкальная школа, самбо, робототехника, английский, бальные танцы), он весело уставился на меня. А потом с живым интересом спросил:

          — А зачем это вообще-то надо…

          Несколько смутившись (что он, совсем глупый, что ли, что не понимает?), я, немного помявшись, произнесла:

          — Ну, чтобы была способной, талантливой…Чтобы легче потом пришлось в жизни…

          На что седой пожилой мужчина с искренним удивлением спросил:

          — Где это вы видели талантливых людей, которым легко приходилось в жизни? Талантам всегда приходится намного тяжелее, чем остальным… Так вы этого хотите для дочери?

          Мне хватило. Жизнь дочери я сразу же резко изменила, что, к сожалению, видимо, было уже поздно:), не помогло. Она так и осталась очень способной, не сумев вернуться в стан среднестатистически одаренных людей и выделяясь умом, где бы не училась потом и не работала.

          Но врач был абсолютно прав. Быть одаренным, талантливым, умным (не говоря уж об гениальности) — это всегда иметь более трудную жизнь, чем у остальных. Это закон. Можно почитать биографии, а можно просто посмотреть по сторонам…

          Если же говорить о «гениальных» злодеях, типа Гитлера, Сталина, Пиночета… Почему люди называют мелкого бандита — убийцей, а вот бандита, убившего миллионы — гением, это вообще-то вопрос к этим людям. Почему превысив определенное количество жертв, убийца и маньяк превращается в их глазах вдруг в гения?

          Для меня так нет. Я считаю, что это величайшие злодеи человечества, не имеющие ни одного оправдания в моих глазах. И сравниваю их исключительно с сумасшедшим Нероном, убийцей Леннона — которые хотели прославиться разрушениями и убийствами, уверенные или уже точно знающие, что ни на что больше не годятся. Но никак не с Леонардо да Винчи, не с Ремарком, Эйнштейном, Бахом, Чайковским, Минковским …в общем, вы поняли.

          Смотрю определение гения в словаре: (лат. genius, от gignere — рождать, производить). 1. Сила, к-рая создает в искусстве или науке что-либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. 2. Человек, обладающий такой силой. 3. По понятиям др. римлян — добрый дух, хранитель от бед людей и мест.

          Получается, к новым путям и открытиям, выдающимся в искусстве или науке, современные люди, не моргнув глазом, причисляют и новые изощренно эффективные способы убивать, мучить, издеваться? Того, кто в античности имел коннотацию доброго хранителя от бед?

          Однако…

  7. Проанализировала у себя многое, так и есть, пример: заинтересовали зеленые растения в доме, сначала попробовала, часть гибнет. Изучила, что нужно конкретному цветку. Сделала. Дело пошло лучше. Дальше захотелось больше растений, стала изучать системы подсветки, дело пошло еще лучше. После каждого действия, восхищалась результатом. Теперь зелени довольно много, теперь изучаю интерьеры, как это все красиво размещать и т.д.
    Но есть и другое. Привычка с времен учебы в институте. Например строительный проект. Не могу получать знания поверхностно, сначала изучаю тонну информации, обстоятельно и капитально вникаю в тему, все нюансы, все все. А потом с квадратной головой приступаю к делу, и тут понимаю, что вроде знаю много, а как делать, чтобы учесть вот все все, что выучила, не знаю. Вот тут я прихожу в отчаяние от результата, так как он все равно не совершенен, и в нем не учтено много вот этого всего нужного и правильного, а у других вон какие проекты крутые, а мне уже и не хочется делать ничего. Или кажется, во! придумала и сделаю кое-что классное, но тут меня дергает глянуть в интернет к примеру, как это делают другие… и все… понимаю, что моя задумка просто лажа..
    В то же время, знания получаемые в универе 5 лет, тоже копились в кучу, но при этом мотивация была только одна, высшее образование и хорошая работа. Чтоб не жить бедно, как родители. Не было всей этой цепочки, не хочется, а учишь, ну и делаешь, иначе не сдашь экзамен. Хотя даже там я себя заинтересовывала и довольно часто даже было и учиться интересно, и сделать полностью основанный на своих знаниях расчет, который в итоге даже восхищал.
    С работой сложнее, занимаюсь сметами, не хватает знаний. Когда есть свободная минута, приходится просто тупо изучать информацию, расценки, нормативные документы, не знаю, в каком случае и когда пригодятся, но в том то и дело, что когда надо будет сделать задание, его нужно сделать быстро и правильно. И времени попробовать, изучить, сделать. восхититься, еще изучить и т д. просто нет. Как быть не знаю, но поняла что просто так изучать впрок неинтересно и лень…и приводит к унынию.

    • Наталья, как я понимаю то, о чём Вы говорите: «когда есть свободная минута, приходится тупо изучать информацию, расценки, нормативные документы… просто так изучать впрок неинтересно и лень… и приводит к унынию». У многих моих знакомых (как и у меня) та же проблема, увы.
      …Говорят, что есть люди, которые могут превратить любое дело в катастрофу; а есть те, кто может из любого дела сотворить праздник.
      Если у Вас получится это с расценками и нормативными документами, напишите! Объявим Вас гением современности! Ну и переймём Ваш опыт.
      А, правда: существует ли технология по превращению любого самого скучного дела в удовольствие?..

  8. Лена и Наталья,
    вы путаете настоящий творческий восторг с умилением оттого, как всё мило и хорошо. Творческий восторг, описанный в моем рассказе, происходит от преодоления себя, от настойчивой работы «через не хочу» и не имеет ничего общего с безбашенным праздником. Более того, творческий процесс (то же создание крыльев для полёта) часто включает в себя довольно неприятные моменты: к примеру, необходимость сидеть в публичной библиотеке и ворошить книги, схемы и чертежи (тупо изучать информацию, расценки, нормативные документы, по меткому выражению Натальи). И задача в процессе творчества не превратить этот нудный процесс в радость, а получить радость от итога своей работы, когда все преграды преодолены.

    Сейчас я не могу рассказать об этом в полной мере, но темы загадки творческого процесса коснусь в следующей публикации.
    Не уходите из блога. Умных людей становится всё меньше и меньше. Скоро просто не для кого будет всё это рассказывать 😦

    • Благодарю за ответ Юри и Елену. Я перечитала все еще раз. Тогда еще немного добавлю своих мыслей. Если взять к примеру создание этого самолета, то на этапе изучения сложных чертежей и тд, у меня например пришла бы мысль: «Как же сложно (или это тааак слооожно), ну его на фик, не так уж оно мне и надо. Да и вообще без меня уже все придумали». То есть должна быть настолько сильная заинтересованность изначально, чтобы преодолеть все и получить творческий восторг от результата. а потом снова продолжить? и как эту заинтересованность найти? И вот оно и выходит, как в статье, что я столько всего читала, много знаю всего всего, знаю что получится в итоге (или что точно не получится), а делать то ничего не хочется и не интересно как бы уже ничего…если вы глубже раскроете тему загадок творческого процесса, буду благодарна.

      Так же мой папа всегда учил, что чем больше ты знаешь и умеешь, тем тебе легче будет жить. Научись побольше всему. И тогда в любой теме, в любом вопросе будешь, как рыба в воде, и тебя трудно будет обмануть. И тут опять вопросы. Вроде так и есть же. А с другой стороны, ну если не интересно мне, не будут ли меня обременять эти знания, и превращать в старика, который только и делает. что всем говорит, что он все знает. И что интересно, я и часто сама это говорю, и действительно с некоторой надменностью!

      П.С. Это мои первые комментарии здесь. Все предыдущие статьи я читала примерно пол года!! на осознание одной статьи у меня уходили дни. Информация поглотила меня, я даже прерывала чтение на середине статьи. чтоб домыслить и уложить по полочкам, а потом дочитать. Да и настолько рушились привычные понятия о жизни, в которых я была абсолютно уверена, что принять новое удалось не сразу. И только дочитав все статьи, я увидела, что вы написали про закрытие блога и про отсутствие комментариев и поняла, что не оставила не одного. Но это потому, что я просто не могла ничего писать, я обдумывала прочитанное. Так как не сразу все было понятно, и что теперь с этим новым делать))) планирую через какое то время перечитать некоторые статьи, чтобы внедрять в жизнь усвоенное.

      • Наталья, могу на сто процентов сказать: если какие-то знания получаешь не «задаром», а добываешь, прожив кучу всяких интересных событий, они никогда не будут балластом и не состарят. Я не знаю, какое у тебя отношение к автомобилям… но, давай, такой мальчишеский пример…

        Ты учишься в школе. Учишься ровно, особенно не утруждаешься. Всё у тебя есть. Родители не бедные, школа — через дорогу от дома. И вот тебе на день рождения дарят машину: крутой мэрс последней модели.
        Можно предположить, какая у тебя будет реакция на этот подарок? Очень даже можно. Ты чмокнешь папочку в щеку, гордо обойдёшь машину вокруг, потрогаешь шелковую ленту, которой она перевязана, а затем — продемонстрируешь эту машину всем своим друзьям. Про себя же отметишь, что ни у кого такой тачки нет, ну а дальше всё как в тинейджерских фильмах)))

        А теперь представим такой вариант. Ты живешь за двадцать километров от школы. Родители небогатые. Каждый день ходишь в школу пешком. Зимой и осенью это невыносимо. Но ты узнала, что рядом в деревне один чел продаёт тачку. Тачка стоит дорого. Но иного выхода нет: надо искать, у кого бы подработать, плюс у тебя есть уже немного накопленных: на день рождения копила.
        Короче, ты работаешь после школы, а вечером, падая от усталости, учишь уроки. С утра — вновь на слякотную дорогу — марафон в двадцать километров с ранцем за спиной.
        И вот, к дню рождения — УРААА! — есть деньги на машину!!!!! Ты идёшь к тому человеку и он продает тебе подержанный мэрс, который надо ещё отмыть от грязи. Да и покрасить поржавевшие места не мешало бы! И ты занимаешься всем этим — в паузе между работой и уроками. И видишь, как на твоих глазах твоя машина превращается в чудо: сверкающее новой краской и серебряными молдингами.

        Я очень хорошо могу представить, что будет, когда ты на этой тачке, за пять минут преодолев те страшные 20 километров, подъедешь к школе. Все высунутся во двор, будут спрашивать, удивляться. А ты, усталая, но счастливая, скажешь:
        — Да, тачка крутая. Но если бы вы только знали, чего она мне стоила!

        А теперь ещё один очень важный момент… В этот же день к тебе подходит Толик из твоего класса и говорит:
        — Наташ, у моего отца тачка стоит во дворе… Он обещал подарить, но только если я её в порядок приведу. Можешь помочь? Я заплачу сколько надо…
        И тут произойдет чудо. Ты ответишь ему:
        — Конечно, Толик, я помогу, чем смогу. И не надо мне никаких денег. Попробуем вместе справиться. Я уже кое-чему научилась, пока со своей возилась!

        • У меня есть друзья, которые такие как Вы описали, Юри! Но с небольшой оговорочкой, все из предыдущего поколения. Те, кому многое давалось с трудом и кто сумел понять истинную цену борьбы и истинную цену вещей в частности. Ну и цену человеческих отношений, которая выше всех других цен

        • Отличный пример, понятно, насколько разные эти знания. Вот так я и хочу, проживать, прочувствовать, потрудиться. Поделиться от души знаниями с радостью! С таким подходом буду идти дальше, поскольку мой пытливый ум не дает мне покоя))

  9. Мне кажется мы не становимся такими категоричными и жесткими до тупости, оценивая книги, фильмы, людей. Тупые и категоричные были всегда. Дело в свободе и доступности информации. Каждая гнида и каждый неуч с появлением интернета может теперь устроить бурление говн. Раньше это сдерживалось цензурой, а теперь свобода! Ура! Можно высказываться! И что интересно, повылезали самые тупые и наглые. Умные молчат в тряпочку.
    Спасибо за статью и за ваши размышления. Заинтриговали страшно обещанием продолжить! Не знаю, что можно ещё интересного развить в теме гениальности.
    И еще один, наверно, нескромный вопрос, который мучает: ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПЬ МЫШЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ЛЮДЕЙ, это ваше умозаключение? Я нигде не нашел подобной информации. Это не умаляет ее ценность. Если ваша, я бы даже запатентовал такое открытие. Причем, работающее на практике. На себе испытал по прочтении: «Попробовал — заинтересовался — исследовал — узнал — сделал — восхитился — вновь попробовал — вновь заинтересовался — вновь исследовал — вновь узнал — вновь сделал — вновь восхитился — вновь попробовал…». Мое вам уважение, Юри!
    Алексей Стрельник, 41 год, Смоленск

  10. Здравствуйте! Как я рада, как я рада новой статье!! Спасибо от всей души!
    Да ещё тема настолько мне близка теперь)

Your comment / Ваш комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s